Если бы беспрекословно выполнялась хотя бы половина тезисов посланий каждого главы Дагестана Народному собранию, качество и уровень жизни дагестанцев повысились бы в разы. Со своим обращением к депутатам НС на сессии парламента в среду выступил и глава республики Рамазан Абдулатипов.
Отличительной особенностью послания Рамазана Абдулатипова (по сравнению с аналогичными документами предшественников) было то, что действующий президент говорил в привычном для себя назидательном тоне. Неизвестно, в каком настроении депутаты внимали посланию, но Абдулатипов во время выступления несколько раз буквально вынуждал их аплодировать.
Вначале президент напомнил, что Дагестану нужно затянуть пояс потуже, вернее, ещё раз повторил, что федеральный бюджет на текущий год формировался тяжело. И, соответственно, главный республиканский финансовый документ является бюджетом жёсткой экономии прежде всего, уверен Абдулатипов, для органов исполнительной власти: «Мы намерены сокращать расходы на содержание аппарата управления. Оптимизировать структуру органов власти. В частности, думаем реорганизовать часть комитетов, управлений и министерств». Однако, несмотря на это, дагестанский бюджет, по словам президента, остаётся социально ориентированным и более 2/3 расходов направляется на социальные цели, прежде всего на исполнение майских указов президента РФ и приоритетных программ развития республики.
Далее докладчик повторил то, о чём, в принципе, с болью говорили и все предыдущие главы республики, но данную проблему так и не решили. Речь шла о собираемости налогов. «Дагестан – богатая природными ресурсами республика. Но пока от них проку нет. Для увеличения налоговых поступлений необходимо достоверно знать количество добываемых полезных ископаемых», – сказал Абдулатипов. Едва ли не самым главным препятствием для должной собираемости налогов он считает профессиональных крышевателей, в том числе из среды глав муниципальных образований, а также МВД и прокуратуры республики. «В обществе важно формировать положительное отношение к добросовестным налогоплательщикам. Бюджет 2014 года сформирован исходя из собственных доходов на уровне 33,4 млрд рублей.
Это больше, чем в прошлом году. Но не достаточно. Жду от правительства, муниципалитетов и налоговой службы значительного повышения этого показателя. Другого выхода у нас нет, если мы хотим нормально жить», – отметил руководитель региона.
Далее президент, пожалуй, впервые с момента своего прихода в республику назвал имена трёх своих предшественников и оценил их деятельность с сугубо положительной стороны. Абдулатипов сказал, что в тяжёлые годы и в труднейших условиях 90-х Магомедали Магомедов и Муху Алиев смогли сохранить республику, и добавил, что свою роль сыграл и Магомедсалам Магомедов.
«Но мы живём в новое время, применяем новые подходы и методы управления, новую систему планирования, новые приоритетные программы развития, которые поддерживает президент Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев», – сказал Абдулатипов, возможно, намекая на то, что ни Путин, ни Медведев не намерены больше терпеть расточительство субъекта, слабость и нерешительность его руководителя.
Далее президент выразил уверенность (при этом с надеждой окинул зал взглядом) в том, что к началу 2014 года Дагестан в корне отличается от Дагестана 2013 года, причём и по внешнему виду, и по внутреннему содержанию. «Мы создаём свободную республику для свободных и законопослушных граждан», – считает он.
Затем Абдулатипов привёл удручающую статистику. Говорил он о промышленности Дагестана, точнее её отсутствии. Глава республики знает, что доля промышленного производства в валовом региональном продукте составляет 6,6%, тогда как по России – более 30%.
«Мы намерены изменить эту ситуацию. Мы создаём сеть технопарков, разрабатываем механизмы стимулирования учёных-изобретателей, которые способны предложить инновационный продукт. Наши предприятия нуждаются в поддержке, в современных менеджерах, способных внедрять высокотехнологические подходы в профессиональном управлении», – продолжил президент и тут же сказал о едва ли не единственном пока крупном предприятии в Дагестане, которое, по сути, тащит промышленность. Это завод «Дагдизель», получивший заказ от министерства обороны страны на 3,8 млрд рублей. А чтобы в будущем не остаться и без этих видов финансовых вливаний, Абдулатипов предупредил, что заказ должен быть выполнен на хорошем, качественном уровне.
Есть, конечно, у Дагестана и другой немаловажный потенциал – энергоресурсы – нефть и природный газ, о которых Абдулатипов также сказал. И с пользой для республиканского бюджета их можно было бы использовать в случае создания дагестанской нефтегазовой компании. Подумать над этим глава поручил председателю правительства Абдусамаду Гамидову. Правда, чувствуя или будучи уверенным в ревностном отношении федерального центра к вопросам использования стратегических ресурсов, президент добавил: «Речь не идёт о борьбе за ресурсы между центром и республикой. Для нас главное, чтобы деньги шли в государственный бюджет, но оставлять ресурсы в таком неэффективном состоянии тоже нельзя».
Для инвестиционной привлекательности республики, по убеждению Абдулатипова, необходимо: во-первых, обеспечить инфраструктурную доступность, во-вторых, привлечь квалифицированные кадры и, в-третьих, повысить качество и сократить сроки проведения разрешающих и сопроводительных процедур. Примерно о том же говорили и предыдущие главы республики, но так и не смогли разрушить устоявшуюся десятилетиями конструкцию бюрократии.
В конце речи Рамазан Абдулатипов в буквальном смысле обрушился на средства массовой информации республики. «В печатных изданиях зачастую критикуют правоохранительные органы, но не очень убедительно показывают пагубность и социальную опасность идеологии экстремизма и терроризма. Всякое заигрывание с экстремизмом и терроризмом недопустимо, противоречит российскому законодательству», – обрубил глава региона и поручил Правительству РД совместно с УФСБ провести анализ республиканских СМИ на предмет пропаганды экстремизма, радикализма и героизации бандитов, чем, на наш взгляд, спецслужбы и не переставали заниматься. Первоначальный текст послания был готов ещё осенью прошлого года, но, согласно подсчётам самого Абдулатипова, был отредактирован 25 раз. Разве всё это время (4 месяца) спецслужбы не должны были проверять, и не только СМИ, на предмет экстремизма и терроризма? Или как говорил Иосиф Сталин: «Разве сердцу нужно постоянно напоминать, чтобы оно билось?»
- 8 просмотров