[ Послание президента Республики Дагестан: версия 3.0 ]

Без недели год прошёл с того момента, как Муху Алиев выступил со вторым в своей президентской карьере Посланием к Народному Собранию. Это означает, что не далее как через шесть дней на последней перед каникулами сессии НС РД он выступит с предпоследним Посланием в своём первом президентском сроке.

Помешать ему сделать это может только чрезмерная занятость, ведь сколько бы президентских управлений ни работало над Посланием, предоставляя главе субъекта профильную информацию, последнее слово, то есть составление непосредственно текста Послания, остаётся за главой республики. Другой причиной, по которой Алиев может перенести своё выступление перед региональным парламентом, может служить выжидание Послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, которое, по разговорам в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге, будет озвучено не ранее осени этого года. Такое выжидание может быть обусловлено опасением упустить какой-либо из озвученных федеральным президентом тезисов в своём региональном Послании. Однако будем надеяться на то, что речь Алиева к депутатам всё-таки предварит Послание его непосредственного босса. Ведь у Дагестана свои особенности, которые Медведев может даже не заметить. К тому же основные политические ориентиры уже обозначены в программной речи Владимира Путина во время выступления перед Госдумой в качестве кандидата на пост премьер-министра.

 

Низкий процент реализации

Чтобы говорить о грядущем Послании, нужно вспомнить предыдущее. Оно больше напоминало комплексную критику всего государственного и муниципального аппарата республики с призывом взяться за голову и наконец-то начать работать. В заключительной части Послания-2007 Муху Алиев обозначил основные составляющие курса развития Дагестана. Давайте посмотрим, какие из них удалось реализовать.
«Переход от силовых форм борьбы с терроризмом и экстремизмом к их профилактике и предупреждению, идеологическому противодействию». Тезис внушил надежду на то, что в скором времени Дагестан избавится от милиционеро-экстремистского террора и заживёт спокойной жизнью. А теперь представьте себе картину, что по окрестностям Унцукульского района снуют из дома в дом не вооружённые до зубов прикомандированные сотрудники силовых ведомств, а учителя эстетики, психологи и авторитетные мужи Дагестана, прививающие жителям района идеи пацифизма, любви к искусству и литературе. А ещё другая картина: дом с засевшим в нём боевиком не ровняют с землёй танком, а привлекают опытных переговорщиков, которые говорят ему фразы типа «Парень, не делай этого, подумай о семье». Согласен, сюжет не из жизни, а из голливудского фильма. Пока же такие фразы и действия заменяют слова министра о том, что «если надо будет – мы и там (в с. Балахани) КТО введём». Да и некому, по большому счёту, вести идеологическую борьбу с экстремистами. Для того чтобы бороться с чем-то, нужно сначала это что-то изучить. Разве занимается этим ДУМД или Миннац? Издательство слабых по содержанию брошюр – вот предел их работы. И ещё не понятно, как они будут работать дальше после заявления Путина о том, что ваххабизм – это нормально. Ведь именно это религиозное течение было предметом всех их нападок. Надо признать: сегодня у саун, игровых автоматов и сайта «Одноклассники.ру» лучше получается отвлекать молодёжь от мыслей об экстремизме, чем у вышеназванных организаций.
«Формирование основ гражданского общества в республике, переход к демократическим формам управления…». Прогрессивному взгляду на работу власти в духе Медведева не суждено было сбыться за отчётный период. Одна только невозможность понять то, что нужно общественной организации «Матери Дагестана», чего стоит. Да и вопрос с Благотворительной больницей для женщин остаётся нерешённым. Конечно, легче свести всё это к проискам заграницы, финансирующей эти НКО, которые могли бы стать основой гражданского общества.
«…Повышение нравственной и профессиональной ответственности личности, особенно молодёжи, за происходящее…». Тут президент может похвастаться созданием Министерства по делам молодёжи. А чем может похвастаться глава этого ведомства Заур Кахриманов?
«Обеспечение законности и правопорядка, борьба с коррупцией и клановостью». Частичную реализацию этого тезиса можно занести в актив президента. Как ещё, если не как борьбу с клановостью, можно расценивать обещанное, но не исполненное содействие избранию в Госдуму сыну Магомедали Магомедова Магомедсаламу? О борьбе с клановостью он может рассказать и в личной беседе владельцу огромного чёрного джипа Infinity, который припаркован у здания Советского районного суда.
«Улучшение информированности населения». Видимо, во исполнение этого тезиса весной текущего года правоохранители нагрянули с проверками в редакции неправительственных газет. Да и самого президента трудно понять: то он хочет, чтобы население было лучше информировано, то недавно заявляет, что «никакие публикации никакого влияния не окажут на решение: вести дальше эту спецоперацию или нет. Это заказные статьи, и в основном они носят антигосударственный, антироссийский характер». Опять призрак, жаждущий российской крови (нефти), – заграницы? Или Муху Гимбатович хотел, чтобы все издания рассказывали об увеличении надоев, росте налоговых сборов и о том, как весело прошёл праздник Первой борозды в одном из горных районов?

 

Анонс! Анонс!

Итак, нынешнее Послание должно будет содержать информацию об уже достигнутых успехах дагестанского руководства, критику того, чего успеть не удалось, а также определить приоритеты на будущий посланческий год. «Черновик» представляет свою версию тем, которые, по нашему мнению, найдут отражение на страницах этого документа.

 

Инвестиции

Заявленная ещё в прошлом Послании тема, должно быть, перекочует и в третье Послание. Нашумевший инвестиционный проект «Немецкая деревня» не произвёл должного эффекта по привлечению других инвесторов в республику, да и сам затормозил с реализацией настолько, что Муху Алиев предложил создать общественный совет для контроля над исполнением обязательств компанией «Европа–Инвест», в который в том числе войдут депутаты НС РД (см. новость на 1, 2 стр.). Остаётся надеяться, что другой подарок щедрого Краснодарского края – министр инвестиций и внешнеэкономических связей Максим Щепакин – окажется более плодотворным. Возможно, чтобы не раздувать шума вокруг «деревни», президент даже не упомянет о ней в Послании, ведь он сам может предстать тогда не в лучшем свете, так как носился с этим проектом как с родным ребёнком. Зато он может похвалить другой инвест-проект – стекольный завод. В этом же блоке, возможно, будет сказано и о перспективах сотрудничества с ОАО НК «Лукойл» на предмет развития теплоэнергетики в Махачкале.

 

Муниципалитеты и ЖКХ

Однако упоминание о «Лукойле» может всплыть и в блоке, посвящённом, в первую очередь, выводам, сделанным из той проблемы, с которой столкнулись махачкалинские власти минувшей зимой.
    Критики в адрес мэра ждать не стоит: всё, что можно, уже было сказано. «Вопросы ЖКХ не должны стать политическим полигоном для разных деструктивных сил», – заявил президент на совещании по вопросам реализации ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Как положительный факт будет отмечено решение об акционировании ряда бывших столичных муниципальных учреждений. Критике муниципалитеты, скорей всего, подвергнутся и за неэффективное использование муниципальной собственности, за нежелание развивать муниципальную инфраструктуру и т. д. Как подвопрос в этом блоке может затесаться проблема развития сельского хозяйства в республике. У дагестанского отделения «Россельхозбанка» есть все шансы заслужить похвалу хотя бы за то, что розданные прежним руководством по наставлению Алиева же кредиты начали возвращаться.
В пример остальным президент вполне может поставить Лакский район, который разрабатывает собственную стратегию экономического развития. Кстати, изрядную долю своего выступления президент, должно быть, посвятит вопросу разработки республиканской Стратегии развития до 2020 года.

 

Стратегия

По количеству обсуждений тема Стратегии развития республики обогнала другие информационные поводы. Чего стоят только материалы на страницах «Черновика» Михаила Чернышова, вызывающие самые разные чувства у разработчиков Стратегии: от гнева до уважения. Ещё в прошлом Послании президент говорил о недостаточно серьёзном подходе её разработчиков и всех тех, кто был призван с ними сотрудничать. Череда круглых столов по теме показала, что общественность раскололась на два лагеря: сторонников идеи необходимости Стратегии и людей, скептически относящихся к этой затее. Президент, скорей всего, озвучит реальные сроки, в которые должна быть закончена работа по Стратегии.

 

Нацотношения

Одним из пунктов курса Дагестана, заявленном в прошлом послании, было «совершенствование межнациональных отношений». Видимо, не так поняв этот посыл президента, в республике возродились национальные движения, съезды, фронты. Президент уже официально осудил такие собрания по национальному признаку. Однако вопрос национальности первым теребит он сам, когда говорит, что при выборе кандидата на должность министра по молодёжной политике учитывалась в том числе его национальная принадлежность. Ошибочно полагать, что в народе национальный вопрос стоит остро. Ещё до назначения Муху Алиева подавляющая часть населения склонялась к тому, чтобы главой Дагестана был поставлен этнический русский. Эксперимент был сделан уровнем пониже – в прокуратуре РД. Принесло ли это ожидаемые результаты, судить тоже народу.
Другое дело, что президенту Дагестана стоило бы обратить внимание на межнациональные отношения в соседнем Азербайджане, откуда поступают сигналы о притеснении властями проживающих там аварцев и лезгин.

 

Терроризм

Как бы ни хотелось умолчать об этом в Послании, упомянуть об этом всё-таки придётся. Недели не проходит, чтобы на территории Дагестана не произошла перестрелка между экстремистами и силовыми структурами. Пополняется список убитых милиционеров на мемориале, что у здания МВД. До сих пор не снят режим КТО в Гимрах. Спецоперации всё так же проводятся несоразмерно: для того чтобы убить одного боевика, уничтожаются целые этажи жилых домов, а всё, что плохо лежит, уносится. «Лесные братья» на своих сайтах заявляют о невозможности принять в свои ряды всех желающих в силу отсутствия оружия и экипировки. Объектами их атак становятся не только люди в погонах, но и гадалки, «вступающие в сговор с шайтанами», а также лесники, наводящие силовиков на базы боевиков.

 

Правоохранители

Этот блок включит в себя не только вопрос о милиции, но и вопрос о судьях. Милиционеры будут упомянуты в связи с несколькими акциями протеста, которые проводили рядовые сотрудники органов. Это и гаишники, снятые с «хлебной» трассы, и участники объединённой группировки войск в Гимрах, жаловавшиеся на недостаточное финансирование. Будет отмечено, что до сих пор нет продвижений по громким убийствам молодых людей в с. Гонода, Гаджи Абашилова, Газимагомеда Гимринского, Курбана Пашаева. Возможно, что президент переозвучит фразу министра ВД России Рашида Нургалиева о том, что республике нужно избавляться от балласта в виде милиционеров, недобросовестно выполняющих свою работу.
Нельзя будет пройти и мимо конфликта, сложившегося в квалификационной коллегии судей. Ожидаемы общие фразы типа «нужно не допустить, чтобы в состав судейского корпуса попадали случайные люди».

 

Прочие вопросы

Стандартными, переходящими из Послания в Послание являются социальные темы. Качество образования в высших учебных заведениях республики напрямую влияет на вопрос кадрового голода в республике. По всей видимости, критикой одних только вузов президент не ограничится и переключится на школы, отметив, что с введением ЕГЭ коррупция захлестнула и этот этап образовательного процесса. Вопрос качества медицинского обслуживания должен исчезнуть в тени объявления, что республика получила большое количество оборудования, открыты новые поликлиники, родильный дом. Но качество зависит не от современного оборудования, а всё от того же уровня медицинских учебных заведений.
Не должна остаться незамеченной и тема затопления Ирганайских земель.
В целом же Послания Муху Алиева более или менее отражают реальную картину дел в республике, пусть не каждое событие воспринимается в «белом доме» адекватно, но незамеченным почти ничто не остаётся. Вопрос лишь в исполнении. Декларировать можно что и сколько угодно, но в итоге получается, что проблемы, поставленные президентом перед исполнительной и законодательной властью республики, приходится решать ему же самому. 
Номер газеты