1) Конституция быстрого приготовления Вторая половина лета выдалась очень жаркой, восполнив тем самым отсутствие привычного тепла в начале сезона. Ровно наоборот складывался политический климат нашего региона. Начало политического лета ознаменовалось не столько жарким, сколько суетливым политическим действом под названием… «принятие новой Конституции Дагестана». Спешка и неестественная прыть, проявленные властями в этом вопросе, были замечены всеми более или менее компетентными наблюдателями. И для того, чтобы понять причину, необходимо восстановить хронологию.
Три последних года, несмотря на неоднократные обращения и протесты общественности, различных партий и объединений Дагестана, руководство РД не считало нужным приводить местное законодательство в соответствие с российским. Напротив. Власти утверждали, что никаких расхождений и вовсе не существует. Год назад изменения в законе о выборах были просто необходимы. В противном случае – как, собственно, и случилось, избранный по старым законам парламент на определенном этапе становится нелегитимен. Новые положения федерального закона, устанавливающие 50%-ную норму присутствия в местных законодательных собраниях представителей партий, вступали в силу в июле 2003 года. И проводить выборы в парламент Дагестана весной 2003 года по старым правилам — либо глупость, либо определенный умысел, смысл которого мы раскроем чуть позже.
И вдруг за какой-то месяц все кардинально меняется. В свежеиспеченной Конституции, среди многих нововведений, нам интересны следующие:
1. Упраздняется коллегиальный орган управления – Госсовет — и вводится пост всенародно избираемого руководителя — Главы Республики.
Постойте. А где же так упорно пропагандируемое властями нежелание народов Дагестана избирать себе «президента», якобы подтвержденное на нескольких референдумах? Или нам намекают, что между терминами Глава и Президент есть разница?
2. В закон о выборах вводится общероссийская норма, требующая присутствия в местных парламентах не менее 50% представителей партий.
Для реализации этой нормы на практике еще в сентябре прошлого года необходимо было изменить закон о выборах в Народное Собрание РД, о чем говорилось в прессе и о чем неоднократно заявляли представители политических партий и другие конструктивные политические силы республики. Но…
3. В новом проекте конституции не предполагается наличие национальных, половых и других квот, которые ранее приводили к ограничению прав граждан избираться и быть избранными.
А сколько копий было «сломано» по этому вопросу за последние годы! Руководство республики ранее неоднократно отказывалось рассматривать вопрос отмены национальных квот, предрекая Дагестану невиданные социальные потрясения и национальные конфликты. Страхи оказались преувеличенными.
И вот такие важные моменты, можно сказать, краеугольные камни Конституции Дагестана, изменялись в авральном порядке, со всей очевидностью напоминающем нам: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Не надо быть опытным аналитиком, чтобы догадаться — именно федеральный центр настаивал на немедленном и безоговорочном приведении республиканского законодательства в соответствие с Российскими законами. А желание центра, как известно – закон (особенно для руководства дотационной республики). В данном случае нам это на руку, так как спровоцированы очень позитивные процессы, которые приветствуются большей частью дагестанской общественностью. Но методы, которыми пользуются представители исполнительной власти, говорят только об одном: желания собственного народа их волнуют меньше всего.
Результатом такой нелогичности действий власти стала следующая ситуация. Пробиваясь любой ценой в парламент Дагестана, многие рассчитывали, что именно они будут избирать следующий Госсовет Республики, его Главу и, само собой, нового Председателя Правительства. Никто не планировал заниматься нудным и непонятным процессом «совершенствования законодательства», законотворческой деятельностью. Новая Конституция с ее всенародно избираемым президентом спутала все карты. Если принять во внимание огромные материальные, организационные и людские ресурсы, которые пришлось использовать некоторым депутатам, то на местном диалекте это можно назвать «обломом». Мало того, не успев сформироваться, новый парламент безнадежно устарел, и каждый день своего существования, с момента вступления в силу действия новой Конституции Дагестана, он будет давать «заинтересованным лицам» все новые поводы ставить под сомнение легитимность своих действий. А ведь это легко прогнозировалось еще в начале осени прошлого года, когда можно было все исправить.
За тех товарищей, которые сорили деньгами, расстраиваться не стоит. Непонятно следующее. Почему власти «кинули» свое детище – парламент, которому было отдано столько нервов и сил? Ведь ради того, чтобы сделать его «хорошим» и послушным, закрывали глаза на явные нарушения законов (об этом мы уже говорили), «пудрили мозги» общественности, по вопросу распределения должностей в парламенте крупно повздорили первые лица республики. О конфликте, произошедшем между М. Магомедовым и М. Алиевым, знают многие, но не все знают, до какой степени была напряжена ситуация. Она чуть не вылилась в политический кризис. И нельзя не согласиться с тем, что будь старая Конституция в силе, игра стоила бы свеч. Потому что именно послушный парламент являлся основным механизмом, с помощью которого осуществлялось распределение властных полномочий. И вдруг от всего этого так легко отказались? Остается предположить, что появился какой-то альтернативный, более удобный и надежный механизм передачи власти.
Ну да ладно, проехали. Теперь у нас нестандартный парламент, зато стандартный закон о выборах в следующее Народное Собрание. Однако не будем обольщаться. Без контроля со стороны общественности, без активного участия всех здоровых сил Республики, точнее их остатков, нет гарантий того, что и его не подкорректируют под «мэстные» особенности. Осмелюсь спрогнозировать, что республиканские власти начнут активно приручать партии, обладающие необходимым потенциалом для прохождения в парламент РД. Весь вопрос в том, когда этот процесс начнется: до или после выборов в Государственную Думу РФ и президентских выборов 2004 года? Вряд ли, мудрое руководство республики пустит этот процесс на самотек. А то ведь избиратель в своих идеологических предпочтениях не учтет кадровую политику (основу конструкции власти Дагестана) и доверит представление своих интересов не проверенному «электроникой» товарищу. А этого допустить никак нельзя. Так что не удивляйтесь, если вдруг лидером, допустим, «Яблока» в Дагестане станет кто-то из тех, кому выдано разрешение властей на право заниматься политикой.
2) Убийство Хачилаева.Конец эпохи национальных движений
Существует несколько версий, связанных с убийством Надыра Хачилаева. Мы не беремся выделить какую-то из них, хотя бы приблизительно определив силы, осуществившие преступление, и проанализировать причины, толкнувшие их на убийство. Мы бы хотели обратить внимание читателей на то, что со смертью Надыра Хачилаева заканчивается целая эпоха в политической жизни республики. Это — эпоха национальных движений. Настоящий бум религиозности, усиление националистических настроений в массах. Это был не самый простой и продуктивный период в развитии Дагестана. И, если говорить честно, то у этого периода есть свой огромный знак: «-» (минус).
Объединив огромные массы в тупое стадо, не задумываясь ни на секунду о последствиях, в качестве подтверждения своей силы и авторитета лихие ребята повели толпы на площади, угрожая и требуя от власть предержащих признания и все той же власти. Позже, поторговавшись, взамен на лояльность свою и своего народа лидеры национальных движений получили кто министерский пост, кто депутатство в Госдуме РФ, кто руководство целой отраслью экономики Дагестана. Были (и до сих пор здравствуют) и те, кто остался до конца убежденным в правоте и жизнеспособности национальных идей и движений. Но! Формально эпоха национальных движений завершена с принятием Новой Конституции, где отсутствуют механизмы учета равного представительства наций и, напротив, усиливается необходимость учета партийных предпочтений избирателя. И только с уходом Надыра Хачилаева – последнего из символов эпохи национальных движений — мы ясно увидели: яркий, многоречивый, митинговый, агрессивный, но неизбежный исторический отрезок завершился.
3) Убийство Гусаева: война информационная – смерть настоящаяФакт убийства министра по делам национальностей, информации и внешним связям Магомедсалиха Гусаева, напротив, не предполагает иных версий, кроме связанной с профессиональной деятельностью. Это — политика.
До сих пор памятно раздражающее, странное молчание руководителей Дагестана, когда наши деятельные соседи стали все чаще заявлять о своих намерениях от имени народов Чечни и Дагестана. Когда на их картах территория Чечни откровенно наезжала на территорию нашей республики, благополучно доезжая, таким образом, до самого Каспийского моря. Когда предводители бандформирований, поглаживая бороду, объявляли списки дагестанских политиков, осужденных их «шурой». Именно Гусаев тогда озвучил то, что было на уме у всех нормальных дагестанцев: «Дагестанский народ сам будет решать свою судьбу и не нуждается в помощи и подсказках тех деятелей, которые ввергли свой народ в пучину войны, террора и насилия и желают перекинуть огонь пожара на соседние республики». Это звучало твердо, гордо и своевременно. Чувствовалось, что в этот момент человек не просто говорил то, что должен был говорить по должности; он говорил и то, что было близко ему по сути и по духу. Противник, признанный специалист в информационных войнах, прекрасно понимал значение Гусаева и его ведомства в той невидимой борьбе, которая закончится еще не скоро. А боеприпасы у бойцов из противоположного окопа явно закончились. И тогда информационная война обернулась настоящим убийством.
4) Эффект бумеранга?Что нужно сделать, чтобы взрывы и выстрелы, уносящие жизни перспективных руководителей, да и простых граждан не превратились в каждодневную обыденность? Неужели это никогда не кончится? Задавать эти вопросы нашим правоохранительным органам давно уже не имеет смысла. В народе давно популярна оговорка одного из чиновников, как самая четкая и емкая характеристика современного состояния и эффективности «органов» – «…в оперативно-розыскных мероприятиях задействован весь «лишний» состав МВД Дагестана». Раз нет никакого толку, почему бы не решиться на радикальные реформы. Например. Вместо тех сотрудников МВД, которые не умеют читать, писать, вежливо разговаривать, набрать грамотных, совестливых, культурных, в общем, интеллигентных ребят, можно даже в очках и без бицепсов. Я понимаю, что так можно оставить МВД без командного офицерского состава, но вдруг поможет и «дела» пойдут в «гору».
Конечно, мне могут возразить, что если бы не активная и высокопрофессиональная деятельность работников МВД, то всем бы не поздоровилось. Тот факт, что в августе были убиты три сотрудника УБОП МВД РД, не стоит трактовать как несомненное доказательство эффективности их работы. Да, бывает, что загнанные в угол преступники, осознавая превосходство и профессионализм работников «органов», идут на крайние меры. Но есть и другие версии происходящего.
О пытках и незаконных (убийственно-унизительных) действиях некоторых работников правоохранительных органов по отношению к подследственным или только подозреваемым уже не только говорят наши с вами соседи, но и пишут местные печатные СМИ, указывая конкретные фамилии и должности. Не хватает только реакции со стороны многочисленных пресс-служб данного ведомства, которые сообщили бы, к примеру: «…да, такие факты имели место, приняты меры, виновные наказаны», или, наоборот, «данная информация не подтверждается». Ведь кто-то терпит издевательства «ментов», а кто-то не намерен терпеть и готов отомстить любым способом.
Вот к примеру, подтвердят или опровергнут компетентные органы тот факт, что недавно более 180 молодых дагестанцев, которым соответствующие органы не оставили возможности аргументированно доказать, что они не имели никакого отношения к бандформированиям и к организациям вахабистского толка, решили уйти… в Чечню. Это кому-то интересно?
5. «Юкос» – «Бобик, займи свой коврик»Считается, что нашей страной может руководить кто угодно. Кухарки, ветеринары, филологи, агрономы, разведчики. Но только не предприниматель, только не бизнесмен. Вспомните, как долго в России не признавали купцов. Но почему? Кто-нибудь может объяснить, чем запятнал себя человек, который самостоятельно, ценой своих усилий, зачастую решает те проблемы, которые не в состоянии решить государство. Почему человек, справляющийся с тяжелой каждодневной ответственностью за судьбы сотен тысяч людей, менее достоин шапки Мономаха, чем….
Среди множества летних событий общероссийского масштаба было одно, знаковое. «ЮКОС» — как много в этих буквах…Хотя Дагестан находится на обочине событий, наметившаяся тенденция выглядит очень мрачно и рассчитывать, что ее остановят границы республики, было бы наивным.
Основная версия причины конфликта – амбиции «ЮКОС» и Ходорковского. После объединения с «Сибнефтью» резко растет капитализация компании, привлекательность ее для крупных иностранных инвесторов. «ЮКСИ» за короткий период времени становится мировым гигантом и поглощает остальные российские нефтяные компании, как булки с маслом.
Первой булкой с хорошим слоем масла должна была стать «Роснефть» с картограммами разведанных запасов нефти, которые, с ликвидацией министерства нефти и газа СССР, были монополизированы «Роснефтью» и «Лукойлом». Через «Роснефть» «ЮКОС» мог бы появиться и на горизонте Дагестана, и в Чечне, а через «Лукойл» подобраться к бакинской нефти с разведанными запасами в 3 млрд. тонн.
Амбиции самого Ходорковского распространяются на широкое политическое поле: финансирование политических партий, формирование в будущей Государственной Думе «своей» фракции, последующее формирование кабинета министров и премьерское кресло, а при благоприятном стечении обстоятельств — и президентское, в 2008 году. Но есть люди и силы, которые не хотят, чтобы события развивались по этому сценарию.
Есть противоречия между интересами государства и крупного капитала. Они не новы. В случае с «ЮКОС» конфликт имеет нехорошую политическую окраску и элементы прессинга, который вряд ли может быть государством обоснован. Если оно все же попытается оправдать свои действия защитой государственных и общественных интересов, то может возникнуть законный вопрос: почему только «ЮКОС»? ]§[
- 7 просмотров