[ Перепутье ]

Итак, свершилось. В Дагестане новый президент. Новый ли?

Чем руководствуются в Москве, когда принимаются подобного рода решения, как это происходит в действительности, что является для президента России самым главным, самым важным и определяющим, каковы критерии, мотивы, доминанты и мерила? Личные качества претендента и способность обеспечить выполнение поставленных перед ним задач? Кстати, каких? Преданность федеральному центру? Уровень и масштабы поддержки данного кандидата политической, финансовой, интеллектуальной и клановой элитой Дагестана? Количество его денег и денег лоббирующих его олигархов, задействованных в этом процессе? Московские связи? Или всего лишь необходимость быть «сыном Деда»? Ведь жить с новым президентом – нам, дагестанцам, а не Суркову и Медведеву, а нам не всё равно, какую политику он будет проводить, так как от этого будет зависеть, кто возглавит в будущем прокуратуру – прокурор­государственник или взяточник и беспредельщик, оболтус, все годы учёбы которого ушли на гонки по университетской площади на своём Х­5. Тогда даже запаха Закона не будет в этой несчастной республике. Нам не всё равно, кого Медведев и Сурков сделали президентом Дагестана, так как от этого зависит, каким будет облик наших городов и сёл, будут ли гибнуть тысячи дагестанцев в этой бесконечной войне, получит ли «афганец» причитающуюся ему квартиру, придётся ли Алисултану Газимагомедову издавать свою газету в Пятигорске, а хозяину торгового ларёчка прибегать к самосожжению, будут ли у нас и дальше систематически убивать депутатов, глав, министров, генералов, имамов, муфтиев, деканов и просто дагестанцев и недагестанцев, или наступят долгожданный мир и порядок? Превратят ли Дагестан в сплошную Немецкую деревню и Лазурный берег, а Махачкалу – в лучший город России, мира, Созвездия Козерога и вообще Вселенной или нам придётся жить и задыхаться в этом вонючем муравейнике? Станут ли депутатами и чиновниками в том числе и люди с интеллектом амёбы, нравственностью акулы и прошлым Джека­Потрошителя, или нами будут править мудрые и достойные? Будут ли нас душить, обливать грязью, травить и убивать за то, что мы смеем открыто высказывать свои мысли и хотим жить в цивилизованном обществе, и киллерами будут называть – как это со знанием дела сказал Амиров – азербайджанцев и евреев, а не настоящих, которых поимённо знает весь Дагестан, но только не Назаров, Магомедов и Касумбеков? Будут ли у нас выборы «дербентскими» и вся правоохранительная махина, вместо того чтобы обеспечить безупречное соблюдение избирательного законодательства, будет растаптывать это самое законодательство вместе с избирателями и правозащитниками и занесут ли нас с Натальей Крайновой – «известной ваххабиткой и террористкой» – в список для уничтожения, или скажут спасибо за эту боль и страдания, которые мы испытываем за всё то ужасное, мерзкое и кровавое, что происходит в Дагестане?
В этом театре абсурда «многонационалный дагестанский народ» будет статистом или «единственным источником власти» с колоссальным количеством прав и свобод, декларируемых Конституцией, или, как сказал один остроумный дагестанец, – «бедного человека лучше сразу убить, чтобы он долго не мучался»?..
Как нам жить, господин Президент, на кого надеяться и на кого опираться, с кого брать пример и на кого равняться? Во что верить, чему служить и во имя чего жить и во имя чего умирать?..
 
Мы – на перепутье
 
Как быть теперь тем, кто имел большие возможности прихватизировать, пилить, отнимать и присваивать, но не сделал этого, так как их останавливали совесть, понимание того, что ты отнимаешь это у людей – а это плохо, недопустимо, непорядочно – как быть им теперь, когда стало понятно, что олигархические деньги могут сделать даже Президента Дагестана хоть из кого, даже если это человек с Вашей фамилией, которую огромное количество дагестанцев не приемлют в силу известных причин, как им теперь быть? Может, последовать примеру Вашей семьи и тех, кто сегодня Вас окружает?
А как быть тем, кто верил в Закон, государство, власть и у которых эту веру отняли 9 февраля 2010 года? Куда пойти молодым, жаждущим справедливости, равенства, правды, куда пойти им, люди­то моего поколения могут последовать Диогену, куда же пойти 17­летним?
Ты сможешь им вернуть веру? У тебя хватит воли, мудрости (не отцовской) и мужества для этого? Я в этом сомневаюсь.
Был бы счастлив ошибиться.
Власть должна быть не сильной, но справедливой. Сильной справедливостью. Какая будет твоя власть? Тебе больно читать эти строки? А мне больно жить в этой республике. Больно и противно. И не мой отец правил Дагестаном 19 лет. И не я сделал Муху Алиева президентом Дагестана. Сделай так, чтобы нам обоим не было больно. И ещё тысячам и тысячам дагестанцев, которым тоже больно и плохо. И которые в тысячу раз лучше нас с тобой. И которым в тысячу раз хуже, чем нам с тобой.
И готов ли ты, Магомедсалам, стать образцом соблюдения законов Государства, Совести и Разума? А если нет, – кому и чему ты будешь служить? Ведь ты – профессиональный бизнесмен, как и твоё ближайшее окружение и ваши промоутеры, зачем же вы пришли во власть, какие цели при этом вы преследуете, о чём ты говорил с Дедом, когда рядом не было никого, что он тебе советовал и от чего остерегал, к чему призывал и какие слова говорил? Учил успешно и эффективно бороться с коррупцией, клановостью, теневой экономикой, взяточничеством, казнокрадством и преступностью? Говорил о необходимости во всём соблюдать букву и дух Закона, служить народу, выполнять патриотический долг, приводил пример десятков тысяч дагестанцев, которые живут за чертой бедности и не могут купить больной матери лекарства, а растущей дочери – платье? Призывал быть жертвенным, добрым, справедливым и человечным, и вы решили использовать все государственные деньги строго по назначению, построить для примера за счёт своих средств несколько больниц, школ и спортзалов и призвать к этому других богачей, которые, как известно, честно и добросовестно потом и кровью заработали эти деньги, а может, просто нашли их на дороге, как это часто бывает у нас в Дагестане? Вот это главное, Магомедсалам, это единственно важное, а Халикогиндиевские концепции и Камаловхаджимурадовские модернизации, прагматизмы и холодные расчёты не имеют никакого реального значения, это всё просто управление, просто работа, просто формальности.
Сначала совесть, потом – экономика, политика, выборы и коллегии, совесть во всём, везде и всегда, дорогой Магомедсалам. Сначала жалость, сострадание, сопереживание, понимание, доброта, справедливость и человечность, а потом, на этой основе уже, хоть нанотехнологии, хоть политтехнологии, хоть кейнсианство, хоть чучхе.
Сегодня в Дагестане так. И попробуй понять, что это всё, о чём я говорю, – это не против тебя, а за тебя, ведь завтра в Дагестане будут жить и твои дети и внуки, а ты уже не будешь Президентом, и от того, как ты будешь работать, зависит и каким будет этот – завтрашний – Дагестан, в котором будут жить и твои дети, и твои внуки тоже… Подумай и об этом.
У тебя уникальная возможность покончить с Дедовщиной (а это твой долг!) и Алиевщиной, и я до сих пор не знаю, какое из этих зол является меньшим, но знаю точно, что они каждодневно убивали всё лучшее, что есть в Дагестане: один – своими разрушительным напором, жесткостью и несправедливостью, другой – столь же разрушительной мягкостью, беспринципностью и несправедливостью. Будь справедлив, честен и мудр.
 
Письмо президенту
 
А теперь – отрывок из Письма Президенту, которое я писал за неделю до оглашения его имени. Правда, я не думал, что Президентом станешь ты.
«И когда очередная группа измученных чиновничьим произволом дагестанцев появится на площади напротив твоего тёплого и уютного кабинета, не давай команду бесстрастным голосом министру внутренних дел разогнать их, избивая милицейскими дубинками, оскорбляя их честь и достоинство и отнимая у них последнюю надежду на справедливость, а просто вспомни, что они находятся на родной земле, что это их площадь, а не твоя и сержанта милиции, что им больше вообще некуда идти, что они уже прошли через все мыслимые и немыслимые страдания, что они ещё верят тебе – человеку и Президенту, и что если и ты их не поймешь, то они будут возвращаться в свои аулы и города с сердцами, полными боли, обиды и гнева, и один Аллах знает, кто из них где окажется завтра, послезавтра и ещё через дни и месяцы – в лесу ли Унцукульском, на базаре ли турецком или старинном сельском кладбище, где, быть может, они и найдут покой и справедливость. Так ты их не отправляй обратно с их бедами и муками, не трави на них бравого мента и бессердечных алчиевых, не запрещай РГВК показывать по телевидению их страдальческие лица и неумело написанные плакаты, а вспомни, что они – это мы, это твои соплеменники, сограждане, Человеки, ты просто выйди к ним, подойди поближе и приветствуй их тихим и искренним голосом, пожми руку старшему из них и обними самого несчастного (быть может, это мать, потерявшая единственного сына – её опору, надежду и счастье, – затем попроси прощения у них за их горе и страдания, выслушай внимательно – и – и ! – сделай все для восстановления справедливости, законности и добра.
Ведь ты это можешь, и мы с тобой это знаем! – ты можешь вернуть им отобранные обманом ненасытными хищниками земли и дома, ты можешь заставить судью­взяточника отменить незаконное решение, ты можешь заставить работать сотрудников правоохранительных органов в рамках закона и совести, ты можешь убедить прокурора вернуть матери тело убитого сына, ты можешь сделать так, чтобы их вообще не убивали, а судили в строгом соответствии с законом, ты сможешь освободить Дагестан от насилия, жестокости, несправедливости и зла, творимых кучкой дорвавшихся до власти и денег людей.  
Это твой долг перед Богом и Дагестаном. И ты обязан это сделать. Для этого у тебя есть всё – власть, сила и закон. Только для этого тебе нужны воля, мудрость, мужество и совесть. Если же ты этого не можешь, то уходи. Уходи сейчас, ибо Дагестан не выдержит ещё нескольких лет несправедливости, беззакония, обмана, лжи, бедности и безнадёги.
Ночью к одному из праведных халифов пришёл человек, и правитель правоверных спросил у него, что его привело к нему. Услышав ответ, халиф потушил горящую свечу и зажёг другую. Тот человек приходил с личными вопросами, а 1-я свеча была казённая, 2-я же принадлежала халифу. Ты можешь так поступить? Нет? Тогда ты не мой Президент.
Я не знаю, какие цели ты поставил перед собой на ближайшие пять лет. Надеюсь, ты сможешь объективно определить основные проблемы Дагестана и установить методы, способы и средства их решения. Это важно, и это почти самое главное. Почти, но не совсем. Откажись от академически абстрактных, нереалистических, списанных с Интернета мертворождённых и далёких от жизни программ, концепций и стратегий. Возьми просто листок бумаги, напиши на нём «Проблемы Дагестана», подумай и заполни его. Да. Тебе придется взять второй и третий листок. Может быть, и четвёртый. Да, их очень много, этих самых проблем. После того, что сделали с Дагестаном в течение последних двадцати лет, он превратился в остров сплошных проблем. Ты их не все видишь, их намного больше, и тебе помогут их увидеть. Тебе предстоит титаническая работа по их решению, по вытаскиванию Дагестана из этой ужасающей ямы, в которую его бросили те, которые правили, и те, которые молчали… И единственный способ хотя бы достижения прогресса в решении многочисленных Дагестанских проблем – это формирование эффективной, сильной, профессиональной и дееспособной команды, без которой ты ничего не добьешься, и которая должна состоять из людей, любящих свой народ, готовых творить добро и умеющих созидать, а не лгать, лицемерить и воровать. Каждый человек, которого ты принимаешь на работу, должен быть не только самым лучшим специалистом в этой области, но и самым честным, нравственным и порядочным человеком среди рассматриваемых кандидатур. И после каждого твоего назначения народ Дагестана должен с удовлетворением говорить о назначенце: «Это достойный человек. Он умен, добр, уважаем и мудр. Он лучший среди лучших, и мы верим ему».
Самураи не были ни альтруистами, ни миротворцами. Но ещё семьсот лет тому назад Имагава Рёсюка писал: «Необходимо всё хорошо обдумывать и никогда не сбиваться ни с Пути Воина, ни с Пути Учёного. При управлении страной опасно испытывать недостаток хотя бы одной из таких добродетелей, как человечность, добропорядочность, гостеприимство и мудрость». Смысл и суть «Кодекса Бусидо» – это служение господину, и воины Страны восходящего солнца жили и умирали по правилам чести. А у тебя тоже есть господин – единственный, строгий, униженный и оскорблённый – временем и людьми, – это дагестанский народ, которому нужен правитель, подобный праведным халифам – справедливый, мудрый, добрый и ответственный».
– И ещё. Мух|у начинал на фоне тотальных ожиданий и тотального доверия со стороны дагестанского общества. И он кончил плохо. Плохо для себя и плохо для Дагестана. Хотя бы потому, что на смену ему пришёл ты. Именно из-за него.
А ты начинаешь на фоне тотальных разочарований и тотального недоверия. Чем же кончишь ты? Это зависит от тебя. Но от этого зависит и судьба Дагестана. Определись со шкалой ценностей.
Насколько ты свободен от тех людей, которые задействовали административные, человеческие и финансовые ресурсы для протаскивания твоей кандидатуры в Президенты Дагестана? Или объём твоих обязательств перед ними так велик, что на ближайшие 5 лет власть Дагестана будет превращена в форму бизнеса, а республика станет площадкой удовлетворения их честолюбивых устремлений и политических амбиций, а пассионарная молодёжь будет уходить – кто в лес, кто в поисках лучшей жизни на фоне безмолвствующего (надеюсь, не вечно) народа? Посмотрим, кто у тебя будет в Правительстве, Народном Собрании, в Государственной Думе, в кабинете власти вообще, посмотрим, с кем ты будешь дружить и кого будешь ненавидеть, кого ты возвысишь, а кого удалишь, с кем попрощаешься, а кого приблизишь. Ведь они будут вместе с тобой руководить Дагестаном, управлять им и направлять его, и посмотрим – кто это будет и куда они его поведут и куда он, Дагестан, придёт. Это ведь не твое личное дело – это касается всех нас, дагестанцев, нашего настоящего и нашего будущего – поэтому я пишу эту статью, а не исходя из иных причин и мотивов, за исключением благородных и нравственных.
И я тебе не враг. Я не кричал тогда на каждом шагу, что поддерживаю Муху, но и не предавал его с лёгкостью и цинизмом, который вызвал шок и отвращение у всего Дагестана. (Я знаю только одного человека, который мужественно стоял до конца.) Посмотри вокруг себя – ты их видишь сейчас рядом с собой. Пять лет пройдут слишком быстро. Или ты подберёшь других? А каких? Не слушайся в этом Деда, слушай свою совесть.
Желаю тебе мужества, человечности, чести и справедливости.
Думай о вечности.
 
P. S. И, пожалуйста, открой площадь Ленина для движения, запрети подчинённым вешать твои портреты в кабинетах – ты ведь не идол и они не идолопоклонники, и говори только правду, какой бы тяжелой она ни была, и как бы тебе не было тяжело говорить правду.
Номер газеты