В воскресенье в Москве по подозрению в крупном мошенничестве задержан заместитель председателя правительства Дагестана Магомедгусен Насрутдинов. Не дожидаясь даже предварительных результатов следствия, в большинстве федеральных информагентств и телеканалов началась демонстративная истерия вокруг ареста «очередного высокопоставленного дагестанского коррупционера».
Удар пришёлся, откуда и когда не ждали. Задержание Магомедгусена Насрутдинова прошло в аэропорту Внуково в традициях шпионского экшена. За несколько минут до этого вице-премьер прилетел бортом из Махачкалы и только успел пройти в зал, как к нему подошли сотрудники центрального аппарата ФСБ РФ и оперативники МВД. В тот же вечер поступила первая информация о том, что задержанного подозревают в мошенничестве в крупном размере. В частности, в том, что в 2002 году, являясь гендиректором ООО «Дагестанрегионгаз» и одновременно председателем правления ОАО «Даггаз», организовал сделку, в результате которой, как полагает следствие, последнему по заниженной цене (58 млн рублей) отошла 1 тысяча км газовых сетей. Сделка, по мнению следователей, нанесла государству и «Газпрому» ущерб в размере 130 млн рублей. С момента ареста чиновника средствами массовой информации разных уровней собраны гигабайты информации, поэтому мы не станем вдаваться в каждую деталь акции во Внуково, но отметим следующее. Сообщалось, что после задержания Насрутдинов якобы отказался от дачи показаний, ссылаясь на свои конституционные права, но очевидцы его общения с оперативниками отчётливо слышали, как чиновник вовсе не отказывался говорить, а всего лишь сослался на усталость и попросил перенести допрос на утро.
Решением Лефортовского суда Москвы Насрутдинов заключён под стражу до 16 марта, и только время покажет, какую доказательную базу накопит следствие и что этому противопоставит защита арестанта. Однако понять, почему вице-премьера (если и были к нему вопросы) не взяли в республике, людям, не находящимся под какими-то колдовскими чарами, невозможно.
Сейчас больше всего обсуждается вопрос о цели поездки Магомедгусена Насрутдинова в Москву и версии его ареста. Попытаемся в этом разобраться.
Версия 1
Первоначальная информация о поездке вице-премьера в Первопрестольную была связана с тем, что в понедельник там должно было состояться расширенное совещание по проблемам газовой отрасли с участием зампреда Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Миллера и полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина. Насрутдинов планировал выступить там с докладом о ситуации с долгами Дагестана за природный газ, сумма которых сегодня равна почти 24 млрд рублей. Вице-премьер был едва ли не единственным чиновником, кто открытым текстом объяснял причины этой астрономической суммы. «Нет понятия «нераспределённый или потерянный газ», есть понятие ‘‘ворованный газ’’», – повторял он почти на каждом совещании, при этом ясно давая понять, что колоссальные суммы ворованных денег оседают в карманах некоторых чиновников, не исключая, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» – поставщика газа в республику.
Стоит отметить, что в своей позиции Насрутдинов был вовсе не одинок. О том, что более 90% населения Дагестана платит за потреблённый газ, но собранные деньги уходят неизвестно куда и кому, открыто говорили многие, в том числе прежние руководители республики, а также Александр Хлопонин.
На одном из совещаний Абдулатипов даже сказал: «Дагестанцы платили и платят за газ. Деньги попросту не доходят до поставщика, а мешками вывозятся и оседают в структурах ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».Однако после внуковского эпизода в полпредстве заявили, что никакого совещания с участием Хлопонина в Москве не планировалось.
Но даже если допустить, что это так, то задержание и арест Насрутдинова – это не что иное, как величайшая подстава руководства Дагестана в новой истории республики. По информации «Черновика», об истинной цели поездки вице-премьера знали как минимум четыре первых лица республики – Рамазан Абдулатипов, спикер НС Хизри Шихсаидов, премьер-министр Абдусамад Гамидов и коллега Насрутдинова, Абусупьян Хархаров. Последние трое даже подтвердили это родным арестанта. Более того, по нашим данным, глава республики лично провёл инструктаж Насрутдинова накануне вылета, тем самым уполномочив его выступить на совещании от имени Дагестана. С другой стороны, выглядит абсурдным, что зампред правительства региона накануне рабочей недели мог вылететь по личным делам в Москву и никого об этом не поставить в известность.
Примечательно, что уже в понедельник в Москву вылетел и сам Абдулатипов. Официальная формулировка цели его поездки – ряд рабочих встреч, но, как нам известно, он пытался вызволить Насрутдинова. Ему это, как видно, не удалось. Возможно, поэтому руководство республики не выступило с официальным заявлением по поводу ареста вице-премьера, но в среду Абдулатипов отписался в своём Instagram. Слова: «Ни один человек, приведённый мною во власть, ни в чём не испачкан, и к этим людям нет ни у кого вопросов. Но среди глав администраций и членов правительства есть люди, за которыми числятся старые грехи, которые надо смывать» – выглядят почти обречённо. Насрутдинов был в Правительстве РД далеко не случайным человеком. Он входил и в переходный вариант Кабмина, был утверждён и в действующем. Посему выходит, что те, кто давал команду на его задержание, по сути, не почувствовали и руководство субъекта. Учитывая это, можно предположить, что изоляция высокопоставленного чиновника – возможность заглушить и, быть может, увести все разговоры о крупных долгах за газ в сторону.
Версия 2. Заказ?
На наш взгляд, более вероятным кажется другой вариант развития событий. Не секрет, что Магомедгусен Насрутдинов (ввиду систематической критики) находился в непростых взаимоотношениях с руководством компании «Газпром межрегионгаз Пятигорск». На данный момент они не просто охладели, но и перешли в криогенную фазу. Заметим, что только за последние 6 лет в этой структуре сменились 7 руководителей.
Латентная «война» между ними началась ещё в 2002 году, когда гендиректором компании «Межрегионгаз» и членом правления «Газпрома» стал Николай Горновский (ныне отбывает тюремный срок за преступления, совершённые в газовой отрасли). Вот один из интересных и примечательных эпизодов. В то время в структурах предприятия-гиганта крутилось немало сомнительных личностей, включая бывших уральских криминальных персонажей. Был среди них некто Ивашкин – начальник службы безопасности Горновского, который вступил в открытый конфликт с Насрутдиновым, на тот момент руководителем «Дагестанрегионгаза». В конечном итоге последнему пришлось уйти, а вместе с ним ушёл почти весь коллектив. В «Даггаз». Тут же начались проблемы и у этого предприятия. За последние десять лет состоялось множество судебных процессов. Последний раз на процессе по нынешнему уголовному делу Насрутдинов участвовал в прошлом году, и тогда суд принял решение о незаконности его возбуждения. На этот аргумент судья Лефортовского суда даже не обратила внимания.
Думается, вполне достаточно было бы поразмыслить (об этом постоянно размышляют апологеты смены руководства «Даггаза») над нюансами закулисной борьбы вокруг газовых сетей этого предприятия. Сегодня в собственности «Даггаза» 5 тысяч км сетей, включая злополучную тысячу км. Республика в год потребляет около 2 млрд кубометров природного газа, в стоимость которого входит и доля за транспортировку. Следовательно, тот, кто сумеет овладеть активами предприятия, будет контролировать не только реализацию газа, но и прибыли от транспортировки. А в том, что последние события больше напоминают банальное выдавливание неугодных (несговорчивых) людей с поля деятельности, остаётся меньше сомнений. Вчера в Махачкале был задержан и гендиректор ОАО «Даггаз» Руслан Абдуллаев. Сегодня ему должны избрать меру пресечения. Не исключено, что и Магомедгусен Насрутдинов, и Абдуллаев в обозримом будущем выйдут на свободу, но маловероятно, что при этом они смогут сохранить свои активы.
Надежда на то, что подобные методы позволят решить проблему реальной коррупции в стране в целом и в республике в частности, иллюзорна…
- 115 просмотров