[ От рассвета до заката… ]

Сразу два резонансных убийства произошли 2 сентября в Махачкале. Утром был убит работник УБОП Арсен Закарьяев, а вечером – расстрелян журналист телеканала «ТВ-Чиркей» Абдулла (Тельман) Алишаев.

Убийство милиционера

Утром (около 8 часов) к дому по ул. Гальченко, где жил офицер, подъехало такси (ВАЗ-21099). В это время из своего дома выезжал Арсен Закарьяев. Вместе с ним в машине находился его сын, которого офицер УБОП по дороге на работу намеревался подвезти в детский садик. Из такси по милиционеру была пущена автоматная очередь. Закарьяев, получив смертельные ранения, погиб на глазах сына, которого успел прикрыть своим телом. Ребёнок получил небольшие ранения от разлетевшихся осколков стёкол машины.
Как заявляют в МВД по РД, убийц было двое. Они приехали на место преступления на машине, которую предварительно отняли у таксиста у банкетного зала «Маракеш». Самого таксиста убийцы связали и посадили на заднее сидение. Позднее, как говорят в милиции, водитель такси опознал по фотографиям в одном из стрелявших лидера НВФ, действующего в Махачкале, – Вадима Бутдаева. В МВД по РД сообщают, что убийцы наказали таксисту передать милиционерам «привет от беспалого». (Бутдаев, который, по данным милиции, изготавливал у себя дома взрывные устройства, в ходе самопроизвольного подрыва потерял два пальца.)
По словам председателя комитета «Матери Дагестана» Гульнары Рустамовой, Закарьяев был в числе тех милиционеров, кто неоднократно приходил к ней и её брату Вадиму Бутдаеву (до того, как его объявили в розыск) с обысками. Информация о причастности Бутдаева к убийству привела к тому, что в этот же день родственники убитого (около двадцати человек) во главе с Мурадом Закарьяевым (старший брат покойного) пришли к домам Гульнары Рустамовой и Исмаила Бутдаева (брат Рустамовой). Начался скандал, грозивший перерасти в потасовку, но соседи успокоили стороны. Через некоторое время к дому Бутдаевых для проведения обыска приехали сотрудники УБОП, Ленинского РОВД и бойцы ОМОНа. Как гласит копия протокола обыска, искали «боеприпасы, оружие и взрывчатые вещества». Ничего не обнаружив у Бутдаевых, «силовики» направились к дому Рустамовой и на повышенных тонах потребовали от мужа Рустамовой – Джамалутдина – проехать с ними в райотдел. Тот отказался, требуя повестку или ордер. Повестка была тут же выписана и вручена Рустамову. Посадив обоих в машину, «силовики» отвезли их в райотдел в качестве свидетелей. Через несколько часов они были отпущены…

Убийство журналиста

Покушение на Алишаева было совершено около 18:30 в Сепараторном посёлке. По словам очевидцев, стрелявших было двое. Они поджидали Алишаева у развилки дороги, где журналист должен был снизить скорость своего авто. Очевидцы утверждают, что до того, как Алишаев подъедет к развилке, к одному из убийц поступил телефонный звонок. Видимо, это было сообщение от тех, кто следил за журналистом, что он уже подъезжает.
Убийцы произвели в жертву четыре выстрела из пистолета, ранив в плечо и лицевую часть головы. Алишаев был доставлен в больницу, где его прооперировали. После этого журналист пришёл в себя и даже мог разговаривать. Ночью его состояние резко ухудшилось, и, несмотря на усилия врачей, он скончался.
Алишаев был известен как традиционалист и идеологический борец на каноническом уровне с ваххабитским течением в исламе. Считался одним из приближённых шейха Саида-Афанди Чиркеевского. Покойный вёл передачи на «ТВ-Чиркей» («Мир вашему дому») и на радио «Ватан». В день своего убийства утром он в эфире радио выступал с журналистом Альбертом Мехтихановым, призывая к диалогу, единению мусульман.
Параллельно Алишаев работал над несколькими проектами. Он сумел собрать 10 тысяч подписей в поддержку идеи раздельного обучения мальчиков и девочек в школах. Несколько лет назад под руководством Алишаева в свет вышел документальный фильм «Обыкновенный ваххабизм». Сразу после выхода этого фильма на экстремистских сайтах появилась информация о том, что Алишаев приговорён к смерти и внесён в так называемые расстрельные списки…

Комментарий «ЧК»

Череда событий последней недели в республиках Северного Кавказа заставляет нас по-иному смотреть на резонансные преступления в самом Дагестане. В Ингушетии убийство владельца оппозиционного сайта Ингушетия.ру Магомеда Евлоева спровоцировало массовые митинги с требованиями вплоть до выхода республики из состава России, в Нальчике был избит главный редактор «Газеты Юга» Милослав Битоков.
Убийство журналиста Тельмана Алишаева как раз из того рода преступлений, за которым и следует эскалация конфликтов. Так, убийство журналиста, освещавшего проблемы внутриконфессионального диалога, совершённое в священный месяц Рамадан, могло быть направлено на обострение и без того сложных взаимоотношений между представителями традиционного ислама и салафитами. К тому же само по себе убийство журналиста всегда вызывает большой общественный (международный) резонанс.
Убийства и милиционера, и журналиста были исполнены демонстративно и показательно: совершены в светлое время суток, в довольно оживлённых местах. Стрелявшие не скрывали своих лиц и действовали нагло и решительно, как профессионалы.
Родственники Закарьяева и Алишаева склонны считать основной версией убийств месть ваххабитов.
Убийство сотрудника УБОП, возможно, и укладывается в русло преступлений, совершаемых против представителей МВД. Однако скепсис вызывает та оперативность, с которой были установлены личности сразу двух убийц: Вадима Бутдаева и Рустама Умалатова. Буквально сразу же после убийства родственники милиционера направились к домам сестры и брата Бутдаева. Нельзя исключать, что находившийся в шоковом состоянии после своего пленения и произошедших событий таксист мог либо ошибиться в опознании, либо указать на любое фото, боясь мести со стороны стрелявших или давления «силовиков». Тем более ни опровергнуть, ни подтвердить полученные подобным образом оперативные данные невозможно за отсутствием адвокатов, представителей защиты у тех, кого милиция сейчас называет в качестве убийц.
Даже если предположить причастность этих же лиц – Вадима Бутдаева и Рустама Умалатова – к убийству милиционера, то версия о причастности их же к убийству Алишаева не выглядит убедительной: преступники, расправившись рано утром с Закарьяевым, уже вечером так же спокойно (и это в то время, когда правоохранительные органы проводят их активный поиск) и хладнокровно убивают журналиста.
Тут же отметим, что ни на одном из сепаратистских сайтов не прошло сообщений о взятии на себя ответственности за убийство Алишаева, что косвенно подтверждает версию о провокационном его характере, направленном на эскалацию напряжения не только в республике, но и во всём северокавказском регионе. К примеру, расстрел двух милиционеров прямо у въезда на Центральную площадь Махачкалы, произошедший 24 августа, оставляет больше вопросов, чем ответов. Убийца – молодой человек славянской внешности, передвигавшийся на велосипеде, хорошо экипированный для перемещения на большие расстояния и имеющий внушительный арсенал в походном рюкзачке, – до сих пор не опознан, о следственных мероприятиях по нему ничего не известно. Непонятно, кто он и откуда и почему милиция, казалось бы, оперативно раскрывающая преступления против своих сотрудников, на этот раз молчит. ]§[

Номер газеты