[ Оппозиция старая и новая ]

Если верить старенькому политическому словарю, термин "оппозиция" означает противопоставление своих взглядов (политики) другим взглядам (политике), наличие группы лиц или партий, выступающих против мнения большинства или господствующего мнения. Оппозиция как необходимый элемент любого демократического общества часто официальными властями определяется как дестабилизирующий обстановку фактор. Но в то же время официальная власть всегда говорит о согласии сотрудничать с конструктивной оппозицией. Конечно, немного странная позиция, так как стремлением любой оппозиционной политической силы является приход к власти, а стремлением официальных властей - удержаться на своих позициях как можно дольше… История вопроса В нашей республике понятие "оппозиция" некоторое время назад тесно увязывалось с противодействием политике ныне Почётного Председателя Госсовета Магомедали Магомедова. Противостояние последнего с такими личностями, как бывший глава Пенсионного фонда РД (ныне покойный) Шарапутдин Мусаев и братья Хачилаевы (Магомед и Надыр, ныне покойные), в середине 1990-х можно образно назвать первым этапом открытого оппозиционного противостояния политических сил республики. Захват Дома правительства в 1998 г. ознаменовал собой пик противостояния интересов указанных групп. После визитов Владимира Колесникова и расчистки политического поля РД открытого оппозиционного противодействия достаточно долго не наблюдалось. Попытки объединения в одну мощную оппозиционную силу в 2003-2004 гг. в пику опять-таки Магомедали Магомедову предпринимались со стороны таких политиков, как депутат Госдумы Гаджи Махачев и тогда ещё не посол в Таджикистане Рамазан Абдулатипов.

Именно с их подачи в некоторых районах республики проходили митинги протеста против существующего порядка управления республикой. Но данный союз, назовём его "Аварский союз", долго не просуществовал. Ему на замену (в 2004-2005 гг.) пришёл "Северный альянс", объединявший вокруг себя множество политиков разных взглядов с одной целью - свержение власти Магомедова.

Уход Магомедали Магомедова и назначение на должность президентом РД Муху Алиева в 2006 г. привели к тому, что "Северный альянс" распался…

Среди существовавших на тот период времени таких мощных сил, как "Северный альянс" и "семья" Магомедали Магомедова, личность мэра г. Махачкалы Саида Амирова можно выделить отдельно. Выступавший долгие годы в качестве союзника Магомедова, он, тем не менее, некоторыми наблюдателями расценивался в качестве стратегической оппозиции экс-председателю Госсовета РД. Соперничество между ними можно было наблюдать в период муниципальных либо парламентских выборов, когда и тот и другой проталкивали в эти структуры власти своих сторонников. Вопрос истории…

Существующие в республике оппозиционные силы можно образно разделить на две группы (по линии противодействия): республиканского уровня и уровня городов и районов.

На уровне РД после распада "Северного альянса" осталась только одна мощная оппозиционная сила - "Столичный блок", состоящая из сторонников мэра г. Махачкалы Саида Амирова. Уход из политики Магомедали Магомедова и назначение президентом РД Муху Алиева не принесли политических дивидендов ни "Северному альянсу", ждавшему преференций, ни Саиду Амирову, претендовавшему как минимум на премьерский пост.

Ожидаемые мартовские выборы и процесс принятия Закона "О выборах депутатов НС РД" достаточно ярко обозначили противостояние "Столичного блока" и официальной власти в лице Муху Алиева. Так же, как и в период правления Магомедали Магомедова, данное противостояние можно обозначить как стратегическую оппозицию Амирова Алиеву. Конечная цель - становление столичного градоначальника если не в качестве первого, то хотя бы второго лица в республике…

Вероятней всего, Амирову, как стратегическому оппозиционеру, не придётся, говоря образно, скучать в одиночестве. Письмо с просьбой о поддержке бывшего прокурора РД Имама Яралиева, направленное в адрес президента РД от "южных" депутатов НС РД, глав городов и районов, достаточно влиятельных представителей общественности Юждага (60 подписей), наталкивает на определённые размышления. Несмотря на потерю столь влиятельного поста в республике, Имам Яралиев не потерял влияния в Южном Дагестане. Данное письмо можно расценивать не столько как заявление о капитуляции и проявление верноподданнических чувств к Муху Алиеву, сколько как серьёзную заявку и призыв к диалогу со стороны "Юга"…

Грозит ли Алиеву "Южный альянс"? Вполне возможно. В случае отсутствия какой-либо политики компромиссов в фигуру стратегического оппозиционера может перерасти и Имам Яралиев. Хотя в отличие от "Северного альянса", заявлявшего о неприятии политики республиканского центра (в бытность Госсовета. - Прим. ред.), группа поддержки Яралиева заявлений о неприятии политики Алиева не делала и вряд ли когда это сделает… Занимательная география

Если "стратегическая оппозиция" демонстрирует своё несогласие официальным руководством РД, скажем так, более культурно, то проявления оппозиционности на местах носят характер открытых политических конфликтов.

Существующие на данный момент времени политические противостояния имеют свои предыстории, мотивы и определённую географию. Конфликтующие стороны (а как правило, это представители местной официальной власти и оппозиционные им группировки) обвиняют друг друга в разного рода грехах, финансовых злоупотреблениях, местничестве и национализме…

Не вдаваясь глубоко в подробности, назовём существовавшие и существующие "горячие точки", в которых оппозиция проявила себя публично.

Кизлярский р-н. С точки зрения истории - "горячая точка". Противостояние официальных властей в лице Николая Еремеева (за спиной которого находился председатель ГС РД и всё руководство республики) и избранного главой районного собрания Кизлярского района Вячеслава Бурова (за спиной которого находился олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев и "северные" товарищи) завершилось лишь с уходом Магомедали Магомедова. До этого обе стороны выводили своих людей на митинги, блокировали различные мероприятия, оказывали давление, обращались в суды, прокуратуру… Сейчас же, по некоторым сведениям, диалог между враждовавшими группами интересов налажен, хотя бывшая оппозиция до сих пор не считает проблему решённой.

Цумадинский р-н. Здесь конфликт развернулся между главой района Магомедом Гаджидибировым и группой депутатов райсобрания и других достаточно известных в районе лиц, возглавляемых Умаханом Абдулатиповым и Асадулой Омаровым. Обвинения оппозиции заключаются в финансовых злоупотреблениях главы района и назначении на муниципальные должности своих односельчан - жителей с. Тинди.

Докузпаринский р-н. Противостояние между Керимханом Абасовым и оппозиционной группой, состоящей из представителей семейства Примовых (Нияза и Насира), Ферудина Алхасова, Фехрудина Канберова и Буньяма Аскерова. Глава района официально называет данную группу "неизвестно откуда взявшейся" и часто сводит их претензии не только к тому, что им необходима власть в районе, но и к песчаному карьеру, который был отнят у одного из оппозиционеров. Оппозиция же заявляет, что Абасов совершил финансовые правонарушения, растратил бюджет района и нарушает конституционные права жителей, в частности, на проведение митингов и т. п. Наивысший пик противостояния сторон наблюдался 25 апреля 2006 г., когда на митинге у с. Мискинджа в результате разгона демонстрантов силами МВД РД был убит Мурад Нагметов (житель района).

Присутствие в списке докузпаринских оппозиционеров таких личностей, как Насир и Нияз Примовы, придаёт данной группировке статус "межрайонных (региональных) оппозиционеров", так как в Магарамкентском районе они объединяют против политики Мусаэфенди Велимурадова таких лиц, как отстранённый руководитель Магарамкентской межрайонной налоговой инспекции Юрий Гаджимагомедов, ветераны правоохранительных органов Шамсутдин Курбанов и Джанлат Примов (отец Нияза и Насира), предприниматели Ягадин Беглеров и Аликерим Казиахмедов. Некоторыми наблюдателями отмечается распространение своего влияния этими группировками и на политику в Хивском районе, а также определённая связь со "Столичным блоком" Саида Амирова (через Фехрудина Канберова и др.). Нельзя сказать, что "Южный блок" выступает против политики Муху Алиева, но для решения своих тактических задач в регионе предпочитает опираться на махачкалинские силы…

Табасаранский р-н. Конфликт между главой района Нурмагомедом Шихахмедовым и районной оппозицией достиг своего накала, когда 27 ноября на митинге в с. Хучни произошла потасовка. По мнению митинговавших, потасовка была провокацией со стороны администрации района. "Официальный Табасаран" же заявляет о своей полной непричастности к этому. В числе оппозиционеров - депутат НС РД Иса Рагимов, экс-директор консервного завода с. Хучни Арсланбек Арбухов, заслуженный учитель и предприниматель Мигдад Гаджиев и др. Обвинения у оппозиции те же: финансовые злоупотребления, плохое управление районом, местничество, распродажа земель и т. п.

Единственный район, который не обозначил явно свои политические силы в виде оппозиции, - это Казбековский. Массовые выступления жителей в Дубках, разогнанные митинги в г. Махачкале, организация визитов в Ростов-на-Дону, а также отличная организация всех перечисленных акций (с привлечением СМИ) и прочие обстоятельства наводят на мысль о наличии серьёзного, координирующего все эти процессы центра, ставящего целью надёжно закрепиться в районе и сместить его главу Азаева. Учитывая, что Казбековский район представлен во власти в основном выходцами из с. Буртунай, не исключено, что корни противостояния растут именно оттуда.

Город Каспийск. Его можно рассматривать как площадку противостояния официального главы города Джамалутдина Омарова и Магомеда Абакарова. В качестве союзника Абакарова засветился депутат НС РД Мирзехан Алиханов. Учитывая тот факт, что Алиханов является членом ДРО "Патриоты России", можно сделать вывод о влиянии на ситуацию и главы г. Махачкалы Саида Амирова.

В перечень конфликтов можно добавить Унцукульский и Лакский р-ны. В Унцукульском р-не, по нашим данным, имеет место скрытый конфликт между главой администрации Магомедтагиром Магомедалиевым и главой муниципального образования Шамилём Магомедовым. Последнего поддерживают Газимагомед Магомедов (Гимринский) и некоторые другие столичные силы из официального "Белого дома". Суть конфликта тоже банальна: несправедливое распределение финансовых ресурсов.

Именно эта причина привела к конфликту и в Лакском р-не между его главой Нигматулой Алиевым и группой лиц, среди которых были и его заместитель Магомед Алиев, и главный инженер РУАДа Джахбар Капланов, и прокурор района Юсуп Сулейманов и др. В результате противостояния - долгий судебный процесс и решение, которое, как говорится, раздало "всем по серьгам"…

Ботлихский р-н. После убийства главы района Руслана (Джамала) Алиева район перестал часто попадать на информационные ленты. Противостояние между Алиевым и группой оппозиционеров (Ахмед Абдужалилов, Зубаир Камилов и др.) опять-таки основывалось на финансах. Комментарий "ЧК"

Перечисление всех существующих в РД противостояний, происходящих между самыми разными группами интересов, уверен, заняло бы немало времени. Политические, экономические, религиозные, земельные и т. п. конфликты уже долгое время то вспыхивают, то затухают. Многие из них возникли ещё в период правления старого Госсовета, а некоторые проявились только сейчас.

В преддверии выборов стала обозначаться и новая угроза: если до сих пор проблемы в городах и районах возникали благодаря деятельности местных оппозиционных сил, то сейчас точки напряжения в населённых пунктах якобы могут быть инициированы некоторыми обиженными на республиканскую власть главами муниципалитетов. Обделённые вниманием со стороны президента РД, - в том, что их, к примеру, не включили в список кандидатов в депутаты НС РД от какой-либо "проходной" партии, - они, играя (по сути дела, шантажируя) на местных проблемах, могут выдвигать перед "Белым домом" свои требования отнюдь не бескорыстного толка. Идея эта через различные источники активно внедряется в умы руководства РД, но вот имеют ли главы районов и городов в нынешней ситуации потенциал для сбора антипрезидентских митингов - это ещё большой вопрос. ]§[

Номер газеты