Одна головная боль...

На этой неделе редакция «Черновика» озвучила блуждающие вторую­третью неделю в следственных и адвокатских кругах разговоры о том, что в ближайшее время свою должность покинет руководитель Следственного управления СК России по Республике Дагестан, генерал­лейтенант юстиции Сергей Дубровин. В свою очередь, Следственное управление СК РФ по РД заявляет, что Дубровин находится в отпуске по болезни и никакого заявления не писал…

Суть этих настойчивых разговоров заключается в том, что руководство Следственного комитета РФ якобы рекомендовало Сергею Дубровину уйти на пенсию. Как генерал­лейтенанту уйти на пенсию в 52 года, не объясняется. Вполне может быть, что будет найдена уважительная причина. Например, по болезни. От этой службы на Кавказе одна сплошная головная боль…

 

С третьей попытки…

 

Знакомые редакции следователи утверждают, что причина, по которой Дубровин покинет Дагестан, заключается в том, что ни в Москве, ни в махачкалинском Белом доме не поняли, почему команда сносить главу Дербентского района республики Магомеда Джелилова не была доведена СУ СКР по РД до конца.

Напомним, что в начале 2018 года Джелилов был задержан за превышение должностных полномочий: он выделил двум своим знакомым по гектару земельного участка, чем нанёс ущерб бюджету в размере 2,2 млн рублей. Задержание не завершилось помещением муниципала в СИЗО, как это широко практиковалось в тот период васильевских чисток.

Видимо, тогда Советский районный суд Махачкалы посчитал, что экс­сотрудник полиции, влиятельный и состоятельный муниципал, имеющий связи в криминальном мире, коим является Джелилов, не сможет оказывать давление на следствие, свидетелей и иных участников дела, а также скрыться за границей.

Магомед Джелилов за границей не скрылся. Видимо, в этом не было необходимости, так как расследованием занималось Следственное управление СК России по Дагестану. Оно в конечном итоге показало, что в деяниях Джелилова нет состава преступления. Поговаривали, что повлиять на точку зрения следствия и суда помог, в частности, начальник правового управления Генпрокуратуры Артур Завалунов.

Отбившись (на тот момент) от претензий силовиков, Магомед Джелилов решил восстановиться в должности главы района. «Если власти Дагестана дадут добро, то я готов работать», – дипломатично заявил он в 2018 году. Власти РД добро не давали и почти месяц настаивали на том, чтобы Джелилов написал заявление об уходе. Именно этот шаг – возврат в муниципальную политику – стоил Джелилову свободы.

Была дана очередная команда вниз: сносить Джелилова по­настоящему. И уже в начале 2019 года были задержаны жители Дербента Ирзакули Дадашев и Анвер Бабаев. Им, по утверждению родственников, были подброшены наркотики и боеприпасы, а затем, после задержания, их обвинили в совершении убийства двух граждан Азербайджана 17­летней давности. В качестве соучастника Дадашева и Бабаева называли брата Магомеда Джелилова Зульфетдина, находящегося, по некоторым данным, за пределами страны.

В то время адвокат Дадашева Шамиль Алиханов рассказывал, что к его подзащитному принесли протокол, закрытый наполовину листом бумаги, в котором были отпечатаны якобы его показания против главы Дербентского района, и требовали его подписать. (См. статью «Следователи ищут в шифоньерах «скелеты» для Магомеда Джелилова», №5 от 8.02.2019 г. «ЧК».)

Давить на Дадашева и Бабаева, угрожая им уголовным делом 17­летней давности, тем не менее, не получилось: адвокатам удалось убедить судебную систему, что сроки давности по данному делу прошли, следовательно, повторное возбуждение уголовного дела является незаконным.

Видимо, это обстоятельство вконец вывело из себя руководство СК России, так как просьба снести Джелилова была актуальной, а продвижения в этом направлении не было. Поэтому на этот раз Джелилова задерживали сотрудники ГСУ СК России. Они снова обратились к теме распределения Джелиловым земельных участков, уточнив уже, что Джелилов в 2015 году, используя свои должностные полномочия, безвозмездно незаконно передал в собственность своим родственникам три земельных участка общей площадью три гектара, расположенных в Дербентском районе вдоль федеральной дороги «Кавказ», рыночная стоимость которых может быть более 20 млн рублей. А чтобы исключить помехи в их работе в виде избирательно мягкого Советского районного суда Махачкалы, забрали муниципала в Москву – в «Лефортово».

Сергей Дубровин (в центре) устоял после дела Арашукова, но дело Джелилова уложило его на больничный

 

Рокировка отменяется?

 

Как же дело Джелилова повлияло непосредственно на Дубровина? Тем более что генерал­лейтенант сумел устоять и сохранить свои позиции после задержания и ареста отца и сына Арашуковых.

Напомним, что в январе 2019 года Арашуковы были задержаны, а затем обвинены в хищении природного газа на сумму более 30 млрд рублей. Параллельно с этим раскручивался другой скандал: как оказалось, Арашуковы оказывали огромное влияние на следственные органы Северного Кавказа. Это даже привело к тому, что в кабинете заместителя Дурбовина – Марата Огузова – сотрудники ФСБ провели обыск.

Помимо Огузова, в обойму интересов конторы попали и другие влиятельные силовики. В частности, силовики постучались в двери заместителя руководителя СУ СКР по Карачаево­Черкесии Казбека Булатова, замруководителя СУ СКР по КЧР Арсена Езаова, замруководителя СУ СКР по Ставропольскому краю Аслана Шехмурзова, замминистра – начальника полиции МВД по КЧР Ансара Боташева, начальника ЦПЭ МВД по КЧР Тимура Бетуганова и др. Всего прошло свыше 70 обысков в Ставрополье, Карачаево­Черкесии и Дагестане.

Дубровин, который, если верить сливам силовиков, праздновал своё 52­летие в одной компании с Арашуковым и Огузовым, сумел отбиться от этой неприятной истории, хотя, как поговаривают, уже было написано заявление об уходе. Можно прийти к выводу, что тогда разобрались в деле, посчитав (видимо, в качестве исключения), что нахождение Дубровина в общей компании с подозреваемыми ещё ни о чём не свидетельствует.

Но, как теперь шепчутся в следственных органах, проверка, связанная с тем, как Джелилов сумел дважды выйти сухим из воды, привела к… сложностям: как оказалось, судьбу Джелилова решали Дубровин и зампрокурора Дагестана, старший советник юстиции Алексей Ежов. Последний, прибывший в Дагестан в марте 2018 года, вслед за новым прокурором­варягом из Хакасии Денисом Поповым, должен был способствовать решению имеющихся в республике проблем (в частности их подробно расписывает «Справка Сыдорука»), а также задач, поставленных главой РД Владимиром Васильевым.

И теперь силовой блок в задумчивости: требовать ответственности (может быть, даже уголовной) от генерал­лейтенанта Дубровина и зампрокурора Ежова, которого вот­вот только Народное собрание Дагестана утвердило в качестве прокурора республики (это значит, что проект указа президента РФ и сопутствующая документация уже лежит на столе у Путина), – это может вызвать серьёзный скандал. Причём как в ведомстве Бастрыкина («У вас в эска, что, все такие?!»), так и Чайки («Вы нам кого на должность предлагаете?»).

Ситуация усугубляется ещё и тем, что Ежов должен был заменить на должности Дениса Попова. Он, как известно, тоже утверждён Московской гордумой на должность прокурора Москвы. И указ о нём тоже должен подписать Путин. А так как картина эта выглядит со стороны так, как будто Попов уходит в Москву, оставив своего человека – Ежова – на высокой должности в Дагестане, то… вопрос по прокурору Москвы решать не торопятся. В эпоху Навальных, высокой митинговой активности и всяких расследовательских ресурсов приводить в столицу страны прокурора «с вопросами» – чревато.

В итоге «замерло всё в этом мире бушующем». И, видимо, в СК России посчитали, что лучший вариант – хоть как­то избавиться от этого эффекта домино – тихо, мирно, с почётом проводить Дубровина на пенсию. Может быть, даже и по болезни. Генерал всё­таки… Таксовать не будет.

А замена… По некоторым данным, на должность нового руководителя СУ СКР по Республике Дагестан может претендовать нынешний зам Дубровина – Олег Потанин. Якобы он своими качествами впечатлил главу РД Васильева.

 

Попов

 

Интересную ремарку, касающуюся Попова, дал ещё в июне этого года в своём telegram – @SBelkovskiy – известный политтехнолог Станислав Белковский: «Не сильно замеченной прошла на днях аппаратно­правовая новость: Денис Попов назначен прокурором Москвы. К чему бы это? Денис Попов – персонаж непростой. Его отец – Геннадий Попов – был членом президиума и даже шефом военной коллегии Верховного суда РФ. А сам молодой (1972 г. р.) прокурор к 2010 году дослужился до прокурора ЦАО Москвы. Но в 2012 отправился странствовать по регионам. По достоверным неподтверждённым данным, из­за глубинных трений с (министром внутренних дел России) Владимиром Колокольцевым. До мая 2012­го – начальником ГУВД Москвы, а после – министром внутренних дел. И вот – такого прокурора ставят нынче Колокольцеву прямо под нос. Связано ли это с претензиями «клана адъютантов» на пост главы МВД?». ]§[

Номер газеты