Обострённый диалог

Рабочая неделя, как ожидалось, должна была начаться с серии громких отставок и перестановок. Планировалось, что своих постов лишатся министр образования и науки РД Шахабас Шахов, министр сельского хозяйства и продовольствия РД Мусафенди Велимурадов, а также министр печати и информации Бурлият Токболатова. По данным «Черновика», правительственная реформа должна была начаться с министерства образования, однако этого не произошло…

Источник «Черновика» в правительственных структурах утверждал, что соответствующий указ уже подписан главой республики Рамазаном Абдулатиповым, а циркуляр за подписью врио Председателя Правительства РД Рамазана Алиева о замещении вакантной должности уже ушёл в подведомственные Минобру РД структуры.

В качестве причины, по которой глава РД хотел снять Шахабаса Шахова, показавшего высокие результаты по повышению уровня доверия к ЕГЭ и, насколько возможно, избавлению от коррупционной составляющей, называлась версия, что этому могли послужить результаты проверок правоохранительными органами деятельности министерства по линии ремонта и строительства школьных объектов.

На вакантную должность прочили начальника Управления образования Махачкалы Тагира Мансурова и экс-замминистра образования России Екатерину Толстикову. Предполагалось, что Толстикова сменит Артура Сибекова и в ранге вице-премьера (информация о том, что она именно в этом статусе придёт в Дагестан, появилась в первой декаде ноября) возглавит министерство образования и науки Дагестана.

Но всё резко поменялось: по данным «Черновика», Толстикова отказалась работать в Дагестане, а вопрос с Минобразования был переигран – Шахов отстоял свои позиции. В СМИ пошло опровержение отставок сначала от Минобрнауки, а затем от Минпечати и информации. Минсельхоз благоразумно отмолчался…

 

Платить по счетам

 

Причина, по которой Толстикова отказалась работать в Дагестане, пока не известна. Можно только предположить, что, взвесив все за и против, экс-замминистра образования России решила не рисковать: как высокопрофессиональный специалист в области недвижимости, она в москвах всегда будет востребована, а вот идти в республику, где политическое будущее так же туманно, как и судьба Улюкаева, – это тратить время и возможности. Уверены, что в этом мнении она укрепилась после пленарного заседания республиканского налогового форума, проходившего 15 ноября в Махачкале.

На этом форуме обсуждались вопросы взаимодействия УФНС РФ по РД с органами республиканской и муниципальной власти, куда и сколько поступило бюджетных средств, а также какие меры необходимо предпринять, чтобы Дагестан не отставал в своём развитии. На форум не была приглашена независимая пресса, поэтому общественности предлагалось судить о том, что там происходило, по громкому заголовку на сайте главы РД: «Рамазан Абдулатипов: ‘‘Уплата налогов должна стать частью гражданского сознания и патриотизма’’», а также нескольким выдержкам из речи главы РД и первого вице-премьера Рамазана Алиева о налоговом потенциале, формировании бюджета, а также необходимости вовремя платить налоговые сборы.

Через день в социальных сетях стал со скоростью вируса распространяться фрагмент аудиозаписи, на которой голос, похожий на голос Рамазана Абдулатипова, отчитывает и оскорбляет некоего человека, отвечающего голосом, похожим на голос главы Буйнакска Закарьи Амирова.

Рамазан Абдулатипов в этот день был сердит...

Можно предположить, что вопросы Абдулатипова к Амирову возникли после доклада вице-премьера – министра экономики и территориального развития РД Раюдина Юсуфова. Последний, согласно приведённой на сайте главы РД информации, сообщил присутствующим, что за девять месяцев текущего года исполнение плана по налогам в республике составляет 102,4%. «Из 52 муниципальных образований 36 выполнили планы по сборам налогов по территории. Более того, 13 муниципальных образований достигли показателя 90–100%. Только три территории набрали менее 90% – города Дербент, Буйнакск и Рутульский район», – сказал Юсуфов. Абдулатипов, как говорят источники «Черновика», колко высказавшись в адрес вице-премьера, поднял главу Буйнакска и стал его отчитывать. Амиров этого терпеть не стал…

Приведём стенограмму распространяемого в соцсетях фрагмента аудиозаписи:

Абдулатипов: – Мне досталась не очень успешная республика…

Амиров: – (пытается что-то ответить, на записи неразборчиво)

Абдулатипов: – …Меньше разговаривайте, первым делом…

Амиров: – Будем делать…

Абдулатипов: – Вот берёшь человека, даёшь ему должность, заставляешь его работать, и он… постепенно… считает того, кто тебе дал должность, работу, своим врагом! За то, что заставляет работать…

Амиров: – Откуда такая информация?

Абдулатипов: – Закрой рот и садись!

Амиров: – Я не закрою рот!

Абдулатипов: – Садись!.. Лопух!..

Амиров: – Ты сам…

Абдулатипов: – Вы в Буйнакске разговаривайте с Османом (имеется в виду Осман Османов, экс-глава Буйнакска, политический оппонент Амирова в городе, ведущий свою борьбу за власть вопреки воле Абдулатипова – «ЧК») и с другими вот так!..

Амиров: – Я со всеми так и разговариваю, Рамазан Гаджимурадович!.. Что, вы что ли с ними разговариваете?! А кто с ними там разговаривает, кроме меня?!

Абдулатипов: – Я сейчас тебя вынесу из зала!.. Негодяй!.. И вот если там ничего нет, ни чести, ни достоинства, и вы ничего не сделали на этих выборах! (Имеются в виду выборы, прошедшие 18 сентября 2016 г., на которых избирались депутаты НС РД и Госдумы. В Буйнакске они проходили особенно остро, так как наблюдатели Османова плотно контролировали избирательные участки, а затем, после зафиксированных ими массовых нарушений, объявили голодовку «ЧК».) Уполномоченные работали там, а вы сидели и ничего не могли сделать!

Амиров: – Пусть те, кто был там, скажут, что я ничего не делал!..

Абдулатипов: – Сказали!..

Амиров: – Неправда!

Абдулатипов: – Сказали и ещё хуже!..

Амиров: – Скажите! Я не препираюсь, я хочу объективности!

Абдулатипов: – Не надо объяснять… Надо выходить и работать… А здесь – слушать и выполнять…

Затем вопросы последовали в адрес главы Даг. Огней Зейдулы Гашимова, к которому, судя по тому, что Абдулатипов и муниципал встретились снова в рабочем кабинете и обсуждали инвестиционную привлекательность города, у главы РД претензий не было…

Примечательность диалога на повышенных тонах главы Дагестана и мэра Буйнакска заключается хотя бы в том, что Амиров считается ставленником Абдулатипова: чтобы удержать позиции в Буйнакске, Амирову пришлось переориентировать на себя городское собрание депутатов, в массе своей поддерживающее Османова, с помощью которого он утвердился в должности сначала первого замглавы города, а затем и руководителя Буйнакска, достаточно долго судиться с экс-мэром Гусейном Гамзатовым, выдерживать информационные и силовые атаки как на него, так и на членов его команды. И этот разлад со стороны кажется абсолютно непонятным и диким (даже если не брать в расчёт оскорбительных высказываний руководителя республики).

Как говорят источники «Черновика», Абдулатипов после возвращения из Ново-Огарёва, куда он был в начале ноября срочно вызван Владимиром Путиным из Баку, направил в адрес полпредства Президента РФ в СКФО Олега Белавенцева письмо, в котором просил рассмотреть вариант возвращения его (Абдулатипова) на дипломатическую службу, к примеру, в качестве представителя в исламских странах. Готовность в любой момент покинуть свой пост привела к тому, что руководством республики решено было завершить различные неформальные взаимные обязательства. И к Амирову глава Дагестана обращался как к лицу, который ему обязан своей должностью…

Что же касается Буйнакска, то отход Абдулатипова от Амирова означает не только возможные бюджетные затруднения, но и повторное обострение внутригородской борьбы за власть.

Заметим, что 17 ноября, несмотря на непогожий день, в Дагестан с ознакомительным визитом прибыл Белавенцев, которого республиканские власти не рискнули пригласить в Махачкалу: въезды в город были похожи на небольшие пруды, в которых с трудом перемещались машины. В аэропорту с участием Белавенцева прошло совещание, а затем ему был организован осмотр инвестиционных проектов, посещение кадетского корпуса и пр.

 

Принцип бумеранга?

 

На ситуацию в республике оказывают влияние не только взаимоотношения власти республиканской и муниципальной, но и деятельность силового блока. Так, 11 ноября в Хасавюрте полицией было задержано около 200 прихожан салафитской мечети, прозываемой горожанами «Больничной».

Как передаёт ИАА «Кавказский узел», сотрудники полиции окружили мечеть так, чтобы люди не могли выйти оттуда незамеченными, и после окончания молитвы начали их задерживать. Эти действия объяснялись тем, что у них будут брать  отпечатки пальцев, объяснения и ставить на учёт тех, кто ещё не состоит.

Отметим, что после назначения экс-начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Москве Сергея Карпова на пост первого замминистра ВД по РД вопрос профучёта в республике вышел на качественно новый уровень. Участковые и другие подразделения полиции собирают свой подучётный элемент, для того чтобы переоформить их по неким новым формам (единая база данных), где список вопросов существенно расширяется: теперь подучётный должен сообщить полиции не только свой номер телефона, но и номера своих близких родственников, друзей, подробно рассказать о своём месте работы и пр. информацию.

В число тех, кто поставлен на учёт или же будет поставлен в ближайшее время, на удивление общественности, попали и представители тариката – «традиционного» ислама, пользующиеся поддержкой и покровительством Муфтията РД.

В ту же пятницу (11 ноября) на сайте портала «Кавполит» появилось видео-обращение группы тарикатских имамов, работающих в религиозных учреждениях под эгидой Муфтията РД. В начале видео указывается, что обращение к дагестанцам они снимают на всякий случай, желая подстраховаться, так как не знают, что с ними будет завтра. «Мы можем только догадываться, почему это произошло… Раньше как-то доверие было, потому что было достаточно узнать, что этот имам является официальным, из муфтията, к нему было доверие…» – сообщает один из тарикатских имамов. Затем камера показывает небольшие личные истории собравшихся.

Так, имам мечети на 2 линии пр. Акушинского Махачкалы Ахмед Салихов рассказывает о том, как он подвергся давлению со стороны своего участкового.

«Тимур Энверович… Он является участковым в нашем районе… У него есть начальник – Магомедов Магомед Нажмудинович, начальник участковых Советского РОВД Махачкалы. Он неоднократно говорил, что закроет меня, даст ориентировку и арестует машину, меня посадит, если я не предоставлю ему данные… я поехал туда… меня завели к Мураду (Курбанову), начальнику РОВД… Когда туда зашёл, там было двое-трое человек, которые так нагло начали разговаривать… Такое отношение ко мне было, как к хулигану, жулику… Ты, говорит, нас закону не учи, мы законы лучше знаем. Пока запросы оттуда туда и обратно придут, время пройдёт, а нам это быстро нужно… Посадите его туда в камеру, и там посмотрим, как он заговорит. Спрашивали, сколько человек на утренний намаз ходит в мечеть. Не обеденный, не вечерний, не ночной. Именно утренний намаз! Почему такой вопрос, тоже интересно… И спрашивают меня, когда я начал изучать Коран…» – рассказывает Салихов.

Ему вторит старший комнаты для молитвы в районе Учхоза Махачкалы Ибрагим Абдулаев: «Мне показывают папку человека, который стоит на учёте. Там его фотографии, отпечатки, его семьи: жена, дети, братья, сёстры, отец, мать… и говорят, что на меня надо такую же папку завести. Я требую, чтобы у меня в официальной форме требовали. Я им сказал, что если это будет в официальной форме, то я предоставлю. Мне говорят: «Нет, ты не хочешь по-хорошему, поэтому мне по-своему придётся делать». Я ему ответил: «Делай что хочешь, но я своё сказал». Он разозлился, сел в машину и уехал. Он, как наши братья говорят, такой грубый… Заявляет, что с нас министр требует и «если вы не будете это делать, то мы вас заведём туда, он будет с вами разговаривать, начальник будет разговаривать…». Когда я в участковом пункте был на Аэропортовском шоссе, 20, он показывал мне дело, где были фотографии, отпечатки… Говорит, что такой же журнал я должен ему составить».

Имам привокзальной мечети Мухаммад Майрамов тоже рассказал о том, как сотрудники полиции собирали информацию на него и работников мечети, а имам мечети по ул. Лаптиева, 55, Саид Магомедов – как к нему полицейские звонили в 11-м часу ночи и требовали встречи. «Представились сотрудниками полиции, хотели со мной встретиться. Когда я спросил, почему ночью, днём почему нельзя, мне ответили: вы попали в список подозреваемых людей и у нас указание срочно найти вас и встретиться. Я им сразу сказал, что работаю по поручению муфтията, называю адрес, но мне отвечают, что хорошо всё знают, «всё досье на тебя у нас есть…» После 15 лет призыва к хорошему, доброму я почему-то попадаю в список подозреваемых людей», – удивлён Магомедов.

Дагестанская общественность, как тарикатская (испытавшая унижение от вторжения в их жизнь, казалось бы, такого вечного союзника в идеологической войне как полиция), так и салафитская (намучавшаяся с профучётами и поэтому отчасти от чувства любопытства, отчасти от желания хоть в этом вопросе приобрести союзника в лице Муфтията РД), ждала реакцию официального дагестанского духовенства.

Муфтият среагировал, но не совсем так, как ожидали их рядовые члены: было указано терпеть и понимать полицейских, пусть даже нарушающих их права.

 

«И мы счастливы!..»

 

16 ноября в стенах ДНЦ РАН были презентованы результаты соцопроса дагестанских мусульман, который посредством соцсетей провели сотрудник института Гайдара Ирина Стародубровская и сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер.

Социологи сразу предупредили, что в результатах могут быть искажения, связанные с тем, что опрос проводился не путём полевого анкетирования (вживую), а через соцсети. От опросов вживую пришлось отказаться, так как такая исследовательская деятельность могла быть неправильно воспринята сотрудниками полиции.

В итоге исследователи получили более трёх тысяч анкет, где средний возраст опрашиваемых – 40 лет, а соотношение мужчин и женщин, соответственно, 70 на 30. Опрос показал, что дагестанские мусульмане считают себя счастливыми (примерно 85%) и защищёнными (около 60%). Наивысшей базовой ценностью дагестанские мусульмане считают (в порядке убывания): семью (более 90%), здоровье (80%) и религию (70%). В детях они стараются воспитывать ответственность, трудолюбие и терпимость. Не терпят мусульмане Дагестана, согласно опросу, наркоманов, гомосексуалистов и алкоголиков (каждая позиция – примерно 95%).

При разделении дагестанских мусульман на «суфиев», «нетрадиционных», «традиционных» и «секулярных» результаты опроса несколько разнились. Из всех групп абсолютно счастливы суфии (42%), «нетрадиционные» (30%) и «традиционные» (27%). Секулярные в большинстве своём несчастны, но при этом лояльно относятся к самосуду, если он осуществлён мстителем в поисках справедливости (к примеру, если суд оправдал очевидного преступника, являющегося при этом сыном чиновника)… ]§[


Тарикатских имамов не спасла от внимания участковых эгида Муфтията РД...

«Со стороны правоохранительных структур это обычная процедура работы с гражданами. Учитывая то, что в некоторых квартальных мечетях имела место вербовка молодых людей в ряды экстремистов и ваххабитов, участковые полицейские проводят рейдовые проверки. Вот по этому вопросу они и приходили к имамам мечетей для получения данных. Особый упор на составление списков людей, приходящих на утренний намаз, не делался. Мы встретились с обеими сторонами, в том числе с теми, чьи имена озвучены на видео. По итогам встреч пришли к выводу, что эта тема не была настолько острой, чтобы раздувать до такого инцидента.

Каждый имам в первую очередь должен понимать, в каком обществе он проводит работу, должен быть готов ко всяким трудностям. В то же время ему необходимо набраться терпения и с пониманием подходить к каждому человеку. В этом деле видится их неопытность и неумение ориентироваться в современном обществе».

 От имени Муфтията РД редакция портала ISLAMDAG.RU

 

Номер газеты