«Ничего личного, просто бизнес…»

С середины прошлой недели крупные отраслеобразующие предприятия Дагестана – энергетический комплекс и Махачкалинский морской торговый порт – испытали потрясения. Источником потрясений была Москва, напомнившая руководству этих предприятий, что, во-первых, ждёт от них успешного менеджмента не только на бумаге, но и в реальности, а во-вторых, у федерального центра (тоже раздираемого внутренней конкуренцией и борьбой за ресурсы) могут резко измениться планы…

Что примечательно, проблемы у энергетиков и у портовиков начались в один день – в пятницу, 27 мая. В этот день в Москве, в Росморречфлоте, подводили итоги конкурса по замещению должности гендиректора Махачкалинского морского торгового порта (ММТП), а в Махачкале шли совещания в закрытом режиме по вопросам ТЭК, где главную роль играл гендиректор ПАО «Российские сети» Олег Бударгин

 

Сетевой менеджмент

 

27 мая Бударгин вместе с полпредом по СКФО Сергеем Меликовым встретился с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым и провёл закрытое совещание о развитии в республике ТЭК и неисполнении решения Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа. Затем с аналогичной повесткой он провёл заседание в Доме дружбы (Махачкала) с руководством ПАО «МРСК-СК», ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания (ДЭСК)», ПАО «Дагестанская сетевая компания», начальниками гор- и районных электросетевых компаний.

Как сообщают СМИ, присутствовавшие на встрече, Бударгин заявил, что Дагестан не справляется с поручением премьер-министра страны Дмитрия Медведева по снижению потерь электроэнергии, аварийности и объёма дебиторской задолженности.

«От этого снижается доверие населения ко всей сфере электроэнергетики, снижается качество работы с потребителями и сохраняются высокие показатели потерь в электросетях и воровство энергии. Всё это вынуждает нас принимать серьёзные решения», – сказал глава «Россети», а затем объявил об увольнении 15 руководителей райэлектросетей (РЭС), а также потребовал реформировать систему управления Дагестанской сетевой компании и сократить число РЭСов от 38 до 23. Бударгин дал срок начальникам РЭС до 1 сентября 2016 года исправить сложившуюся на местах ситуацию, довести основные показатели (потери в сетях, выполнение техприсоединения, снижение фактов безучётного потребления энергии) до плановых значений.

Контролировать работу руководителей РЭС, а также следить за тем, кто возглавит оставшиеся после реформирования РЭСы, будет председатель Совета директоров ПАО «Дагестанская сетевая компания (ДСК)» Михаил Гашимов.

Тогда же прошла информация, что руководитель ПАО «ДЭСК» Рабадан Магомедов освобождён от занимаемой должности, а Гимбат Гимбатов (гендиректор «ДСК»), что называется, на волоске… Как выяснил «Черновик», Магомедов остался на должности советника руководителя, а ПАО в качестве директора возглавил Андрей Ерешкин. Гимбатов вроде сохранил свои позиции.

Напомним, что 24 мая в Махачкале прошёл Каспийский энергетический форум – 2016, на котором Рабадан Магомедов сообщил, что на 1 апреля 2016 года более 18 млрд рублей, при этом 75% долга (13,5 млрд рублей), – задолженность сетевых предприятий перед ПАО «ДЭСК». Остальная сумма – 5 млрд рублей – приходится на конечных потребителей. Там же замруководителя УФАС РФ по РД Абдула Багандов заявил (в публикации («ЧК» №20 от 27 мая 2016 г. «Должны или «дочки», или народ») автор ошибочно приписал его слова директору филиала ПО «РусГидро» Тимуру Гамзатову), что МРСК СК нужно разобраться со своими дочерними структурами, так как к большей части долга (13,5 млрд) ни республика, ни население не имеют никакого отношения. «Эти долги образовались между сетевой и сбытовой компаниями республики», – сказал тогда Багандов.

Конечно же, такое положение вещей не могло устраивать не только «Россети», но и руководство страны. Ещё 11 марта прошло заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО, на котором присутствовали Бударгин, Абдулатипов и Меликов. На совещании, где председательствовал Медведев, был принят ряд решений, в частности, МВД РФ (совместно с Генпрокуратурой) была поставлена задача провести проверки объектов ТЭК на предмет выявления нарушений законодательства, в том числе преднамеренного банкротства. Отдельным пунктом перед МВД РФ и Следственным комитетом РФ было поставлено задание провести проверки в «МРСК-СК» и дагестанских компаниях – ПАО «ДЭСК» и «ДСК», ОАО «Дагэнергосеть» – на предмет незаконного вывода активов, хищения денежных средств и иного имущества, а также злоупотреблений со стороны руководителей и сотрудников этих компаний. Срок, к которому должны отчитаться силовики – 1 июня 2016 года, поэтому визит Бударгина – это своего рода процедура предварительного очищения энергетической отрасли. Все понимали, что последствия его визита будут жёсткими, и каждый по-своему готовился к этому. (Известно, что за месяц до визита Бударгин, проводя совещание по ТЭК в Пятигорске, был очень сердит, крайне грубо оценивал интеллект отдельных руководителей энергетических структур СКФО.) Глава РД, видимо, поэтому, чтобы немного смягчить настрой руководителя «Россетей», за пару дней до визита Бударгина (24 мая) присвоил ему звание «Заслуженный энергетик Республики Дагестан». Это и понятно, так как от результатов работы дагестанских энергетиков, которых должны подстегнуть силовики и Бударгин, будет зависеть и «портфолио» Абдулатипова. В случае если Дагестан (и другие субъекты СКФО) покажет плохие результаты по развитию ТЭК, погашению задолженностей и прочего, то к 20 сентябрю 2016 года глава РД может быть привлечён руководством страны к дисциплинарной ответственности. (Соответствующий доклад на имя Медведева должен будет представить зампред Александр Хлопонин.)

 

«Папа» может…

 

27 мая в Москве конкурсная комиссия под председательством замминистра транспорта РФ – руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России (Росморречфлота) Виктора Олерского подводила итоги конкурса по замещению должности гендиректора ММТП. На должность гендиректора претендовали трое допущенных к участию в конкурсе персон: Ахмед Гаджиев (гендиректор ММТП), Мурад Хидиров (зам. гендиректора ММТП) и Андрей Гормах (первый зам. руководителя ОАО «Объединённая зерновая компания (ОЗК)»). Считалось, что конкурс пройдёт Гаджиев, зрителями и одновременно его болельщиками были четыре депутата Госдумы (один из них – Гаджимет Сафаралиев), советник полпреда президента в СКФО Дмитрий Грабилин и представитель от Росимущества.

Неожиданно для болельщиков победителем был объявлен Андрей Гормах (приказ Росморречфлота от 27.05.2016 №52/к-мрф с 27 мая 2016 г.)…

В воскресенье, 29 мая, пресс-служба ММТП распространила сообщение о том, что коллектив порта намерен с понедельника (30 мая) приостановить все работы на территории предприятия и тем самым выразить протест против смены Росморречфлотом менеджмента порта.

Коллектив ММТП – за эффективный инструмент

По словам руководителя профсоюза портовиков Махача Алиева, Гаджиев возглавил порт в тот период, когда ММТП находился в состоянии банкротства, имел большую задолженность по заработной плате, налогам во все уровни бюджета и внебюджетные фонды.

«Задолженность только кредитным учреждениям составляла около 2 млрд руб. Новой команде менеджеров удалось вывести предприятие из состояния банкротства, превратить порт в эффективно работающую организацию. Предприятие погасило задолженности во все бюджеты и внебюджетные фонды. Представляете, в эти кризисные годы среднемесячная зарплата работников выросла в 2,5 раза. Чистая прибыль порта только в 2015 году превысила 160 млн руб. И вот теперь неожиданная и необъяснимая смена руководства успешного предприятия», – приводит пресс-служба ММТП недоумение председателя профкома порта Махача Алиева.

Коллектив порта, как рассказали в ММТП, воспринял назначение Гормаха как рейдерский захват, поэтому написал заявления на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, главы администрации президента России Сергея Иванова, генпрокурора РФ Юрия Чайки. В заявлении они, в частности, пишут: «Подобное решение подрывает доверие к политике федерального центра и настраивает один из крупных трудовых коллективов республики на бойкот предстоящих выборов в Госдуму».

В понедельник портовики начали рабочий день с небольшого (как по времени, так и количеству участников) митинга. Пресс-служба ММТП сообщила СМИ, что было озвучено на этой акции протеста: «Собравшиеся представители трудового коллектива не исключают коррупционной составляющей в действиях Росморречфлота, профсоюзные лидеры назвали решение конкурсной комиссии желанием назначить в ММТП случайного человека, а докеры заявили, что опасаются рейдерского захвата предприятия».

Перед портовиками выступили Ахмед Гаджиев, Мурад Хидиров, Гаджимет Сафаралиев и Махач Алиев. Гаджиев и Хидиров рассказали, что неделю назад отчитались перед Росморречфлотом за проделанную за последние пять лет работу и получили высокую оценку деятельности. Сафаралиев же заявил, что «решение комиссии было необъективным, члены комиссии проигнорировали позицию по этому вопросу полномочного представителя президента в СКФО Сергея Меликова, письменное ходатайство главы Дагестана Рамазана Абдулатипова и приняли своё решение не в интересах трудового коллектива предприятия».

Высказавшись, менеджмент ММТП призвал портовиков продолжить свою деятельность. Портовики их послушались, но, как цитирует их пресс-служба ММТП, «если в течение недели  Росморречфлот не отменит своё решение, забастовка продолжится». Информацию, как именно команда Гаджиева намерена отменить решение Росморречфлота, в те дни узнать не удалось. «Мы будем использовать способы защиты в рамках правового поля!» – отвечали «Черновику» в порту. На неофициальном же уровне загадочно говорили, что «Вопрос вот-вот на днях должен помочь решить ‘‘папа’’». Какой именно «папа» (влиятельный чиновник) и какого уровня влиятельности, не было известно…

Как сообщил «Черновику» собеседник в Росморречфлоте, решение конкурсной комиссии полностью соответствует букве закона, и единственный способ его оспорить – обратиться в суд. «Минтранс никак не может повлиять на решение Росморречфлота, то есть отменить его или приостановить. А оспаривает ли Гаджиев приказ ФАМРТ, мы узнаем только тогда, когда к нам придут копии его обращений или исков…» – говорят в Росморречфлоте.

Практически сразу прокомментировал ситуацию Андрей Гормах. Он сообщил «Черновику», что все позитивные начинания команды Гаджиева (по реконструкции ММТП, уплате налогов, увеличению и наращиванию объёмов перевалки) будут продолжены.

«Имея огромный опыт работы в нефтяном и зерновом бизнесе, я думаю увеличить объёмы перевалки вместе с тем трудовым коллективом, который сейчас исполняет свои обязанности. У коллектива есть колоссальный опыт, знания, профессионализм. На этой неделе мы проведём с представителями трудового коллектива порта совещание, где я расскажу о своих планах, послушаю их предложения. Каких-то репрессий или увольнений, разумеется, не планируется и не будет. Прежде всего, надо сейчас оценить ситуацию в порту. Тем более что скоро начинается зерновой сезон... ММТП – это стратегически очень важный объект, незамерзающий порт, связывающий север и юг, и там есть мощности, которые на сегодняшний день не используются. Помимо перевалки нефти и зерна, я намерен активизировать контейнерное направление, которое слабо представлено в порту. Мы будем развиваться, в том числе по расширению сотрудничества с иранской стороной», – рассказал «Черновику» в понедельник Гормах.

Уже в среду (1 июня) стало понятно, на какого «папу» надеялись в порту, а также то,  что совещание с коллективом Гормаху, скорее всего, надо будет отложить. В этот день стало известно, что 30 мая Гудермесский городской суд Чеченской Республики, рассматривая иск Магомеда Кантаева (третье лицо) к Росморречфлоту, удовлетворил его ходатайство о принятии мер по обеспечению иска и приостановил решение конкурсной комиссии агентства, а также наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП. Как сообщили «Черновику» информированные источники, аналогичные решения будут приняты судами Архангельской, Рязанской и Красноярской областей и Краснодарского края.

Третьи лица – те, кто не был допущен к участию в конкурсе на замещение должности гендиректора ММТП – обратились в суды по месту своего проживания с исками к Росморречфлоту о признании недействительным конкурса на замещение должности гендиректора ММТП. Истцы, подавая иски, имеют право отдельным ходатайством просить суд принять обеспечительные меры. В данном случае обеспечительной мерой является приостановка работы конкурсной комиссии и запрет на издание приказа о назначении гендиректора ММТП до принятия судом решения по существу…

Такой шаг, конечно же, не решает вопрос о том, кому быть гендиректором ММТП. Он лишь даёт время на решение вопроса о кандидатуре гендиректора ММТП на том уровне, где этот вопрос решается. Ну и, одновременно с этим, в авральном режиме урегулировать внутрихозяйственные вопросы, актуальные для любого предприятия…

 

Комментарий «ЧК»

 

Если ситуация в дагестанской энергетике связана с желанием федералов навести в отрасли порядок и разобраться с долгами, то обстановка в порту напоминает майские события 2010 года, когда практически таким же образом были прекращены полномочия тогдашнего гендиректора ММТП Абусупьяна Хархарова. Тогда попытки уйти на больничный, переложить  свои обязанности на других лиц, судиться с Минтрансом, как-то сохранить позиции в порту закончились ничем. В порт сначала пришла команда экс-главы Дагавтодора Магомедрасула Омарова, а затем – братьев Гаджиевых (Магомеда и Ахмеда). Как всё завершится на этот раз, неизвестно.

Конечно же, случай в порту – это столкновение интересов двух дагестанских магнатов – владельца «Нафта Москва» Сулеймана Керимова (известно, что Гаджиевы – его доверенные лица) и владельца «Суммы групп» Зиявудина Магомедова. Оба претендуют на порт: Керимов желает его приватизировать, Магомедов – пока войти в руководство. И то, что кандидатура Ахмеда Гаджиева, несмотря на «подстраховки» (наличие в числе кандидатов Хидирова) и болельщиков, в числе которых были не только депутаты и представитель полпредства, но и представительница Росимущества (структура, в которую Керимов относительно недавно пролоббировал лояльное к его бизнесу руководство, должное помочь в приватизации ММТП), не смогла пройти конкурсную комиссию Росморречфлота, вполне закономерно и соответствует деловым обыкновениям современной России. (И даже подключение «папы» – главы ЧР Рамзана Кадырова, с которым у Керимова близкие отношения, только откладывает на время этот вопрос.)

Росморречфлотом руководит близкий «Сумме» Виктор Олерский. Он до сентября 2015 года был официальным представителем России в Совете директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП), а затем уступил это место экс-министру транспорта РФ, помощнику президента РФ Игорю Левитину (чьим протеже, собственно, является).

НМТП на паритетных началах принадлежит «Транснефти» и «Сумме групп». Официально руководит НМТП (как компанией) Султан Батов, а фактически вся хозяйственная деятельность порта (за исключением перевалки нефтепродуктов) замкнута на члене Совета директоров НМПТ и руководителе ОЗК Марате Шайдаеве (доверенное лицо Зиявудина Магомедова). Поэтому кому, по логике «Суммы групп», как не Гормаху, заместителю Шайдаева, возглавить Махачкалинский порт? Тем более что контроль над ММТП даёт возможности «Сумме групп» не только вести активную торговлю с Ираном, обменивая зерно («ОЗК») на нефть (с использованием возможностей нефтепровода «Баку – Новороссийск», объединяющих ММТП с НМТП)1, но и активное развитие такого проекта как Аваро-Кахетинская дорога, позволяющая вдохнуть экономику в горные районы Дагестана…

Чем закончится конфликт интересов двух влиятельных дагестанцев, на данный момент неизвестно. ]§[

____________________________________

О возможности таких сделок с Ираном Андрей Гормах говорил ещё в 2014 году, заявляя, что ОЗК могла бы поставлять в Иран 1–2 млн т зерна в год в обмен на поставки нефти.

 

Номер газеты