[ Незваный Каспаров хуже татарина? ]

27 июня, в понедельник, нашу респaублику посетил пятикратный чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров. Трудно коротко описать все его титулы и регалии – это легендарная, всемирно известная личность. Но не так давно Каспаров объявил, что он окончательно и бесповоротно уходит из шахмат и теперь целиком и полностью занимается политикой. Именно как профессиональный политик Каспаров изъявил желание посетить Дагестан, и именно как лидера межрегионального общественного движения «Объединённый гражданский фронт», а также как одного из лидеров «Комитета 2008» мы встречали его в нашей республике. Сразу после прилёта в компании с журналистами (в том числе двумя иностранцами) и обозревателем радиостанции «Эхо Москвы» и «Новой газеты» Юлией Латыниной Каспаров встретился с главными редакторами республиканских газет, а точнее, с теми, которые решились на эту встречу. Это мероприятие и совмещённый с ним из-за плотного графика гостя обед проходили в ресторане «Золотой орёл».

День первый: «Без шахмат…»

В 16.30 там же, в актовом зале Союза журналистов, состоялся брифинг для представителей СМИ республики.

В самом начале брифинга координатор визита Марина Литвинович, взявшаяся вести брифинг, попросила присутствующих коллег оставить в покое шахматную тематику и сконцентрироваться на политической деятельности Гарри Каспарова. В своём вступительном слове Гарри Кимович более популярно и доходчиво объяснил причины, побудившие его взяться за политику.

Вот всего лишь несколько произнесённых им тезисов: «В шахматах я достиг всего и даже больше… Популярность политического лидера меня всегда мало интересовала, но это не значит, что я не принимал участие в политике». В тяжёлые моменты, когда демократии в России, по его мнению, угрожала опасность, Каспаров всегда находился в гуще политических событий, будучи убеждённым в том, что именно он несёт ответственность за судьбу той страны, в которой он родился и вырос, где живёт и будет жить его семья, дети…

«Мне 42 года, я вырос в Российской империи, я принадлежу великой русской культуре, говорю на русском и английском языках, но думаю и живу (если можно так выразиться) на русском языке. Мне часто советуют уехать из этой страны. Но я не хочу отсюда уезжать. Это моя страна, я хочу, чтобы она была великой и процветающей, чтобы она занимала своё соответствующее лидирующее место в мировой иерархии…»

«У меня растёт сын, ему 9 лет, и я хочу, чтобы у него никогда не возникало необходимости покидать свою Родину. Пусть лучше из России уезжают те, кто пытается навязать ей возврат в коммунистическое прошлое, в отсталость и бедность, в «военно-трудовой» социалистический лагерь.

А чтобы добиться своей цели, я считаю необходимым защищать демократию в России от конкретного зла, коим сегодня является режим Путина. Я обвиняю его в сворачивании демократических реформ и в отмене самых насущных и естественных гражданских прав, таких как право выбора, право на собственное мнение, право на свободный бизнес, свободу слова, свободу печати и т.д. и т.п.» – поделился своими мыслями Каспаров.

Отвечая на вопрос из зала о судьбе «Комитета 2008», Каспаров заявил, что «Комитет» продолжает свою деятельность по противодействию действиям власти, которая методично выхолащивает саму суть выборного процесса путём фальсификаций и внесения изменений в российское законодательство, лишающих граждан права влиять на процесс формирования власти и на её политику. При активном содействии «Комитета» продолжается судебное разбирательство по итогам парламентских выборов в декабре 2003 года. «Комитет» констатирует грубую фальсификацию итогов и нежелание суда удостоверить этот факт. В то же время в «Комитете 2008» собрались разные представители правых демократических сил России и, к сожалению, большинство из них, не обращая внимания на неконституционные действия нынешней власти, стоят в очереди на право вести с ней переговоры о том, кому из праволиберальных партий представлять в парламенте интересы демократических сил России. «Я в отличие от большинства наших демократов не собираюсь вести переговоры с Сурковым, я собираюсь вести работу по законному демонтажу режима Путина». Гарри Кимович считает, что его гражданский фронт поддержат в этом деле многие россияне, т. к. «наш манифест может подписать и коммунист, и яблочник, и представитель СПС».

В 18.00 на встрече с общественностью в Национальной библиотеке Гарри продолжал отвечать на многочисленные вопросы присутствующих. Затрагивались самые разные темы: ЮКОС, отношение к олигархам, огромные размеры коррупции в высших эшелонах власти РФ и многое, многое другое. Присутствие на встрече председателя компании ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева и многочисленных тележурналистов давало нам повод думать, что из их репортажей дагестанцы смогли бы воочию и более подробно увидеть и услышать то, о чём говорил знаменитый гость республики. Но… Из-за того, что произошло на следующий день, нам стало ясно, для чего именно прибыл на встречу руководитель Дагестанского телевидения.

День второй: «Ход конём…»

На второй день состоялся визит на республиканское телевидение. Была запись в программе Заура Газиева «Другое измерение» (РГВК) и с Мурадом Абдулмукминовым (ГТРК). Но к этому моменту высшие руководители республики уже были проинформированы более мелкими, но не менее ответственными товарищами о тех нехороших вещах, которые Каспаров говорит про президента Путина. И само собой, были даны ценные указания, результатом которых явилось то, что ни в одном из многочисленных телевизионных репортажей вы не увидели и не увидите о Каспарове ровным счётом ничего. Остаётся надеяться на коллег-газетчиков. Некоторые из них нас не подвели. Так, к примеру, то, что происходило в начале второго дня визита, достаточно авторитетное в России издание – «Независимая газета» – изложила следующим образом: «…Глава оргкомитета «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспаров не смог пообщаться с беженцами чеченской станицы Бороздиновская, проживающими в лагере, разбитом под Кизляром. На полпути в палаточный городок его кортеж был остановлен. «Нам сказали, что нежелательно туда приезжать, – сообщила член «Комитета 2008» Марина Литвинович. – Мы туда отправили грузовик с мукой и сахаром, но сами туда добраться, к сожалению, не смогли». Сам Гарри Каспаров, как сообщает его официальный сайт, «предположил, что отказ пустить его в Кизляр связан с высказанной им накануне на пресс-конференции критикой в адрес федеральных властей…»

В планы великого шахматиста входило посещение Шахматной школы. Однако здесь произошли не менее интересные события…

По некоторым данным, против посещения Гарри Каспаровым шахматной школы выступило всё руководство нашей республики, пригрозив соответствующими санкциями (вплоть до увольнения) «профильному» министру и руководителю шахматной федерации.

Естественно, что Каспаров был предупреждён об этом, но, тем не менее, в Шахматную школу всё же приехал. По логике вещей, по всем традициям, тем более «гостеприимного дагестанского народа», Шахматная школа должна была встречать его с широко распахнутыми дверями центрального входа, цветами и президентом Федерации шахмат республики.

Однако всё вышло наоборот. Центральные двери школы были надёжно заперты, а Кимовича встречали только некоторые работники СМИ.

Обходя здание в поисках его входа и выхода из сложившейся ситуации, Гарри Каспаров высказался в том духе, что, по логике происходящих событий в республике, неплохо было бы вообще запретить шахматы как политически вредное явление, так как эта игра заставляет человека думать, принимать ответственные решения и отвечать за них, а также играть по правилам…

Наконец, сделав «ход конём», т. е. обойдя здание, Каспаров вошёл в школу через боковой вход. В этот день в Шахматной школе только-только завершился турнир, и все его участники, родители участников, любители этой древней игры все как один приветствовали его громкими аплодисментами. Тут же выстроилась большая очередь из желающих получить автограф великого гроссмейстера и чемпиона мира. Через некоторое время, когда обстановка немного разрядилась, Каспаров начал говорить. Он не говорил о политике. Он говорил только о шахматах, отвечая на вопросы присутствующих в возрасте от 5 до 50 и выше лет.

Пока Гари Каспаров общался с народом, мы немного пообщались с учениками школы.

Аня Калабекова, 16 лет, г. Дербент: «Специально приехала посмотреть на Каспарова. Очень рада, что получила его автограф».

Амина Абакарова, 20 лет, чемпионка Дагестана среди женщин: «Специально пришла его увидеть, взять автограф. Надеюсь, у меня получится с ним сфотографироваться…»

Загра Магомедова, 15 лет, КМС по шахматам: «Каспаров больше чем человек-легенда. Я рассматривала все его партии, старалась копировать все его дебюты. Жаль, что в последнее время он немного сдал, но всё же в таблице рейтингов он первый».

Таких любителей игры с горящими глазами в зале школы было очень много и, судя по тому, как внимательно они слушали Каспарова, было видно, что он «владеет массами».

…И только через шесть-семь минут после того, как стало ясно, что высочайшее волеизъявление «не пускать в шахматный дворец (вдумайтесь) самого Короля шахмат», не выполнено, из кабинета появился президент Федерации шахмат Дагестана Джавад Газиахмедов.

Ему с трудом, но всё же удалось взять инициативу в свои руки, и от лица всей школы он поблагодарил Каспарова за приезд, произнёс и другие, положенные этикетом любезности, а также немного посокрушался на тот счёт, что гость не успел на награждение победителей турнира…

Кстати, присутствующим в зале участникам и гостям, специально пришедших на встречу с великим гроссмейстером, до этого объявили, что Каспаров не приедет, «так как у него заболела жена, и ему пришлось развернуть свой лимузин и уехать обратно». Видать, такую версию настойчиво рекомендовали донести до общественности наши власти. ]§[

Номер газеты