[ НЕУДивительно?! ]

«Черновик» регулярно обращает внимание общества и власти на проблему обеспечения уголовного судопроизводства доказательственной базой, соответствующей закону. Пытки и преследования вместо допросов и оперативных разработок, разваливающиеся в суде уголовные дела, невинно осуждённые и освобождённые от уголовного преследования преступники – это всё следствие плохой работы оперативных подразделений и надзирающих за ними прокуроров, а также неспособности перевести полученные оперативным путём данные в уголовно-процессуальные доказательства.

Практически того же мнения ТЕПЕРЬ, после проверки сотрудниками Генпрокуратуры, придерживается республиканская прокуратура (о проверке и сделанных ею выводах читайте на 2 стр. «ЧК»).
Справедливости ради отметим, что дагестанская прокуратура в решениях Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РД регулярно оценивает деятельность (как правило, на «неудовлетворительно») оперативных подразделений МВД по РД и УФСБ РФ по РД. К сожалению, также прокуратура и руководство силовых органов закрывают глаза на выявленные недостатки. Теперь Прокуратуре РД, скорее всего, придётся настоять на том, чтобы после оценки «неуд» большая часть оперативников Дагестана вновь села за учебные парты и стала более усердно постигать «оперскую науку»…

 

Оценка общества

На «круглом столе»,* прошедшем 22 мая в Союзе журналистов РД, обсуждались вопросы прокурорского надзора, в том числе и за оперативно-розыскной деятельностью и уголовным судопроизводством. Выступавшие на нём члены судейского и адвокатского сообщества республики, представители прокуратуры и СМИ отмечали, что Прокуратура Дагестана и оперативные подразделения МВД республики не работают должным образом, нарушают законы и явно не желают вести свою работу в правовых рамках.
Отметим, что существующее оперативно-розыскное законодательство и так даёт в руки силовиков огромные полномочия. При этом дагестанские силовики, что признала проверка Генпрокуратуры, не могут использовать их эффективно.
Ниже мы даём экспертные оценки прокурорской проверки:
Ахмед Сулейманов – адвокат, бывший начальник Буйнакского ГОВД, экс-начальник оперативно-сыскного отдела МВД РД (ныне ЦПЭ):
– Оценка работы МВД дана правильно. Но почему-то проверяющие дали удовлетворительную оценку работе прокуратуры как надзирающего органа. Хотя эта структура и должна стоять на страже закона, добиваясь его соблюдения оперативно-розыскными подразделениями. Что касается МВД, то там осталось очень мало профессиональных оперативных работников. Работа с агентурой на должном уровне не ведётся; внедрения в преступные группы практически не осуществляются. У нас человека сначала задерживают, а только потом, поработав с ним, оформляют его задержание задним числом. Далее для отчётности заявляют, что за этой группой или преступником следили и вышли не случайно, а в результате оперативной работы. Это и есть тот формальный характер, о котором говорит проверка, проведённая Генпрокуратурой.
Исалмагомед Набиев – правозащитник:
– Странно, почему работа Министерства ВД оценена неудовлетворительно, а прокуратуры – удовлетворительно. Где доказательства того, что они осуществляли должным образом надзор? Конечно, Генпрокуратура РФ не признает работу Прокуратуры РД провальной, хотя она таковой и является. Тогда бы срочно пришлось принимать оргвыводы, снимать прокурора. А вот если бы проверкой занимался другой контролирующий орган, он бы подтвердил факт того, что Прокуратура РД в этом направлении не работает вообще. Будь работа правоохранительных органов РД удовлетворительной, то той ситуации, в которой мы сейчас находимся, не было бы: тотальная коррупция, беззаконие в правоприменительной сфере. Что тут говорить, когда пять-шесть человек пропадают, а потом их находят убитыми и заявляют: это боевики! А родственники, вместо того чтобы поднимать шум, требовать наказания виновных, молчат. Это после каких угроз родственники должны так молчать? Нужно отметить и тот факт, что, будь жив министр ВД РД, вряд ли бы результаты проверки были бы реальными.
Гаджи Гаджиев – прокурор Унцукульского района:
– Это была проверка ради проверки. Эта оценка работы милиции автоматически выставляется работе всей Прокуратуры РД и лично Ткачёву. Почему МВД так плохо работает? Да потому, что прокурорский надзор за работой милиции сведён к нулю. К примеру, прокурорские работники запрашивают справки у МВД по тем или иным направлениям проделанной работы, те предоставляют, а прокуратура практически полностью всё это копирует/переносит в свои отчётные доклады и справки, разбавляя лишь прокурорской терминологией, – и всё. В подтверждение можно ознакомиться со справкой о результатах проверки организации работы и контроля исполнения в Прокуратуре РД от 14 апреля 2008 года, которая наглядно подтверждает сказанное мною.
P. S. Проверка из Москвы коснулась оперативно-розыскной деятельности и порядка закрепления полученных на её основе доказательств. На этой стадии ведётся сбор доказательств, которые ложатся в основу обвинительного заключения и последующего привлечения – уже судом – граждан к ответственности. Исходя из неудовлетворительной оценки этой работы, можно отметить, что почти вся работа МВД по РД ставится под сомнение. А ведь это целый пласт действий по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений и розыску причастных к ним лиц. Проверка показала: «Оперативная работа по раскрытию преступлений террористической и экстремистской направленности, а также посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, представителей власти и религиозных деятелей в дагестанском МВД неэффективна». Что это означает? Это означает, что большинство дел, по которым сбор доказательств осуществляло МВД, велось с нарушением закона. Поэтому дела, где основу обвинения составляли полученные под давлением признательные показания, разваливались в суде. Фемида оправдывала людей не всегда потому, что человек был невиновен, а потому что именно доказательная база была слабой.


*Из резолюции «круглого стола» на тему: «Роль прокуратуры в формировании гражданского общества в Дагестане. Независимость прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина – как её приоритет», отправленной на имя  заместителя Генерального прокурора России Александра Буксмана:
«Обобщение вышеперечисленных примеров приводит к выводу о том, что Прокуратура РД фактически способствует коррупции и нарушению прав граждан, распространению незаконных методов следствия в органах МВД по Дагестану. Будучи формально независимым органом, призванным гарантировать законность, на деле Прокуратура Дагестана оказалась встроенной в коррупционно-репрессивную машину, созданную руководством МВД по РД. Газета «Черновик», руководствуясь положениями ст. 144 УПК РФ, регулярно направляла письма-обращения на имя прокурора РД Игоря Ткачёва с приложением копий публикаций, в которых, по мнению журналистов, содержались сведения о противоправной деятельности фигурантов статей. Однако ни на одно из них ответов не получено, также неизвестно, чтобы по ним прокуратурой проводились проверки. Наоборот, лично прокурором республики Игорем Ткачёвым инициировано возбуждение уголовного дела в отношении пяти сотрудников издания».
Номер газеты