[ Не рвать завязки ]

«Черновик» уже писал о том, что законопроект о выборах глав субъектов России1 может привести к разного рода переменам на политическом поле Дагестана. Предполагалось, что он позволит кандидатам в главы субъектов выдвигаться либо единолично, либо от партий. Самовыдвиженец при этом обязуется собрать подписи избирателей2, а партийный выдвиженец – пройти процедуру согласования своей кандидатуры с президентом России. Теперь же в закон предполагается внесение дополнительных поправок, по которым кандидат в главы субъекта РФ должен будет пройти через «муниципальный фильтр»: за его кандидатуру должны подписаться депутаты муниципальных образований и заксобраний. Сколько подписей необходимо будет набрать кандидату в главы субъекта РФ, будут определять сами субъекты, но вряд ли они перейдут обозначенную Медведевым границу в 5–7%...

 

 

Made in France

 

Вряд ли предложение о «муниципальном фильтре» последовало от демократичного, уходящего в премьеры Медведева. Скорее это идея более жёсткого президента приходящего – Владимира Путина. Да и указание на опыт Франции при обсуждении «муниципальных фильтров» указывает на него: Путина всегда привлекала форма государственного устройства таких стран, как Италия и Франция. Италия – страна с сильным премьер-министром (при Сильвио Берлускони), а Франция – страна хоть и капиталистическая, но в основном левых (а в последнее время и национал-патриотических) взглядов, поэтому апробированные в этих странах политические модели применяются (примеряются) для России.

Введение Кремлём в процедуру выборов различных фильтров (крёмлевский, муниципальный и пр.) понятно. Система «чистых» выборов, когда при выдвижении кандидатов отсутствуют всякого рода ограничения, довольно непредсказуема своими итогами. Кого выберет народ, какие финансово-политические группировки будут наиболее сильными в том или ином субъекте России, сразу не предсказать. Не придётся ли нам в этом случае вновь работать с теми губернаторами, которых мы не так давно отправили в отставку в связи с «утратой доверия», – уверен, задавались вопросом в Кремле, когда подготавливали текст законопроекта. Понятно, что выборы, пущенные на самотёк, резко усилят региональную власть, и Россия из де-факто унитарного государства станет стремиться к своему, закреплённому конституцией статусу де-юре – федерации по духу и букве. Такое резкое ослабление вертикали власти Москва допустить не может. Факторов, не позволяющих это сделать, много: международное положение у южных границ (Сирия, Иран и т. д.), боязнь регионального сепаратизма (ельцинское «берите суверенитета себе столько, сколько можете» ещё в памяти), потеря реального влияния федеральной власти в регионах и пр., что может привести к таким же непредсказуемым последствиям уже на выборах президента России через шесть лет.

 

Гири или пёрышки?

 

Попробуем понять, как эти законы отразятся на дагестанских реалиях. «Муниципальный фильтр» для Дагестана означает одно: если раньше какой-либо кандидат в президенты республики, для того чтобы убедить Кремль в том, что только он является самым лучшим, был вынужден формировать команды, состоящие из видных магнатов и влиятельных политиков (что называется, завязки сверху), то сейчас кандидату будет необходимо искать завязки снизу. То есть выходить на глав МО с «эксклюзивными» предложениями (обещаний должностей в будущем, бюджетных и внебюджетных вливаний), формировать в городах или районах перед муниципальными выборами свои команды, которые в нужный момент окажут поддержку.

Если предложенный порог необходимого количества подписей в 5–7% не будет пересмотрен федеральными или региональными властями в сторону увеличения, то существенного влияния на президентскую гонку он оказать не сможет: любой более-менее влиятельный и стоящий кандидат всегда соберёт подписи 58–82 депутатов из 11613.

Так что гирей на ногах у кандидата в главы республики этот фильтр быть не должен. Более того, при определённом политическом раскладе такая завязка («кандидат – депутат») приводит к тому, что народный избранник, отдавший свою подпись за вероятного президента, уже сам прикладывает усилия, чтобы именно в его муниципалитете кандидат набрал как можно больше голосов поддержки. (В идеале на том избирательном участке, от которого депутат прошёл в собрание МО или НС РД, избиратели должны отдать за кандидата в президенты почти такое же количество голосов, как и за него самого.)

Совсем скоро, года через три, когда будет дан официальный старт президентской гонки в Дагестане (отметим, что неофициально президентская гонка уже давно началась), будет интересным понаблюдать, как в муниципалитетах депутаты отдают предпочтения тем или иным кандидатам в главы Дагестана. Главы МО и депутаты должны будут определиться, с кем они: с действующим президентом РД, с их конкурентами или же сами по себе (сторонние наблюдатели). К примеру, Махачкалинскому горсобранию, в силу президентских амбиций главы города Саида Амирова, будет трудно самостоятельно определиться с тем, за кого ставить подпись. Хасавюрт, скорее всего, отнесётся к этой процедуре формально. Свои 5–7% для действующей власти северный город всегда найдёт, а вот остальные депутатские подписи могут уйти в поддержку другого кандидата. Учитывая, что под эгидой мэра Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова в этом городе проводятся различные мероприятия, направленные на консолидацию аварских народов, то, смеем предположить, местные депутаты поддержат некоего кандидата-аварца.

Причём необязательно Умаханова… Кстати, по данным «ЧК», обозначил своё желание поучаствовать в борьбе за кресло главы республики и Магомедпазиль Махачев (брат полномочного представителя Дагестана при президенте РФ Гаджи Махачева).

Вполне возможно, что в аналогичных раздумьях будут: Дербент, Левашинский и Кизлярский районы. А в случае проявления президентских амбиций у резко наращивающего своё влияние депутата Госдумы Хизри Шихсаидова (прочнейшие позиции в Буйнакском районе, приобретение значительных объектов недвижимости, назначение на должность первого заместителя руководителя Северо-Кавказского МКС ВПП «Единая Россия»), в раздумьях будут районы дагестанской части Прикаспийской низменности.

«Команда молодости

нашей…»

 

Подобный фильтр, скорее всего, не единственное препятствие, с которым придётся столкнуться будущему кандидату в президенты. Проект ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации», который сейчас проходит процедуру общественного обсуждения, содержит в себе норму, согласно которой член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа власти субъекта РФ – наделяется полномочиями вновь избранным главой субъекта РФ. При этом будущий сенатор, как это указано в законопроекте, должен в связке с кандидатом в президенты выиграть выборы. (Ст. 4 проекта ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации»: «При проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ каждый кандидат, выдвинутый на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых, набравшая наибольшее число голосов избирателей, в случае избрания представившего её кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации.»)

Естественно, что успех претендента на президентство будет зависеть от усилий тех, кто захочет сесть в кресло сенатора и тех, кого называют «команда». Очевидно, что именно этот принцип становится приоритетным для федерального центра и им же в регионах насаждаемый. Если раньше были политики-одиночки, харизматики (Горбачёв, Ельцин, «молодой» Путин), то сейчас упор делается на команды (тандемы), на тех, кто, скоординировав свои усилия, способен не только прийти к власти, но и управлять республикой по чёткому и понятному им плану – собственной программе развития, которая учтёт интересы финансово-политических групп и общества.


1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации’’».

2 Их количество и порядок сбора определяется законами субъекта РФ.

3 Около 1071 депутата собраний МО, а также 90 депутатов НС РД составляют цифру 1161. 5% от этой цифры равно 58, а 7% – 81,27 (округлённо – 82)


 

Мнения

Заид Абдулагатов,
социолог

Законопроект, внесённый президентом РФ Дмитрием Медведевым в Госдуму, согласно которому кандидаты в главы субъектов РФ (выдвинутые политическими партиями) должны будут проходить «муниципальный фильтр» – собрать подписи 5–7% депутатов МО и законодательных собраний, – будет иметь неоднозначные последствия и для России в целом, и для Дагестана в частности.

Ожидаемые положительные последствия (последствия де-юре) заключаются в том, что повысится статус депутатов, роль политических фракций в Народном собрании, а также самого НС РД в политической жизни Дагестана. Кроме того, перед республикой открывается возможность относительно самостоятельно строить отношения с федеральным центром, а учёт общественного мнения должен стать более полным. По идее, законопроект должен усилить ответственность регионального руководства перед населением республики.

Имеют место и отрицательные последствия (де-факто). С учётом особенностей основного состава НС РД, открывается путь к власти для криминала, коррупции. Создаётся возможность для реанимации дискредитировавших себя политических лидеров прошлых лет. Возможно, увеличится вероятность межэтнических конфликтов, так как межэтническая конкуренция в Дагестане усилится. Могут быть проявления сепаратизма. (Вспомним пример Чечни, когда народу была дана полная свобода выбора.) Учитывая низкий уровень политического сознания населения, нововведение может усилить роль не общественного мнения, а отдельных личностей, преследующих свои цели. Коррупционная составляющая выборов ещё более усилится. В то же время дотационная республика будет тратить огромные деньги на выборы и много времени и сил – на внутриполитические процессы, актуализируемые и без того в сверхполитизированном обществе.

 

Абдул-Насир Дибиров,
политолог

Чем дальше мы отходим от предвыборных страстей и митингового накала в обществе, тем больше появляется всевозможных «фильтров просеивания» предвыборных обещаний кандидатов в президенты страны.

В данном случае перед нами классический, можно даже сказать хрестоматийный пример различения между политиканством и политикой. Поспешные обещания, данные в пылу предвыборной борьбы и под напором митинговых эмоций, требуют перевода на язык реальной политики. Внесённый в Думу законопроект о выборах глав субъектов федерации довольно ярко иллюстрирует обычные поствыборные реалии плебисцитарной демократии, разновидностью которой и является современный политический режим в России. Плебисцитарность как форма легитимизации авторитарных тенденций во власти предполагает прямое обращение к народу за поддержкой и избирательность в принятии решений. Другими словами, власть облекает в решения лишь ту поддержку народа, которая укрепляет действующий режим.

Безусловно, прямые выборы населением глав субъектов федерации сами по себе являются серьёзным «фильтром отбора» достойного кандидата. Возможно, в условиях массовой апатии избирателей, всеобщей коррумпированности государственных структур, их сращивания с теневыми структурами, незрелости партийно-политической системы в регионах, избирательного характера действия правовой системы страны – необходим какой-то дополнительный «фильтр просеивания» кандидатов в главы регионов. В президентской инициативе предполагалось два таких фильтра – партийный и президентский. После первого чтения в Думе в законопроекте появляется ещё и третий фильтр – наличие поддержки муниципальных образований. Очевидно, началась борьба различных лоббирующих структур. Это, главным образом, неполитические структуры, имеющие реальное влияние на принятие политических решений. Российская реальность такова, что в условиях делегитимизации партийной системы резко выросла роль групп или клик, не являющихся политическими партиями, но при этом ориентированных на те или иные политические фигуры или бизнес-структуры. Принятие любых важных решений, в том числе формирование правительства, является результатом сговора этих структур. Сговор лежит в основе несменяемости членов правительства, ответственных чиновников в администрации президента и т.д. и т.п. Скорее всего, в данной инициативе президента не были учтены интересы какой-то неполитической силы, прежде всего той, которая стоит за мэрами крупных российских городов. Вряд ли это меняет что-либо для нашей республики. Главой республики всегда будет тот кандидат, который заручится поддержкой Москвы.

 

 

 

Номер газеты