Взрывы, прогремевшие 3 мая, во время которых погибли и пострадали более 115 человек, мало кого оставили равнодушными. Осознание того, что на месте пострадавших могли быть твои мать, отец, брат или сестра, дети – рождали в нас чувство страха и гнева. Страх – потому что неизвестно, когда подобный взрыв прогремит вновь. Гнев – потому что такая жизнь всем надоела.
Вскоре в Дагестан потянутся журналисты и репортёры центральных изданий. Они с умным видом будут вопрошать о причинах войны на Кавказе, а затем изливать полуправду на страницах своих изданий… К сожалению, уже нет Хаджимурада Камалова, который стал бы терпеливо, в цифрах, лицах и фактах объяснять заезжим журналистам причины терроризма. Говорить о том, что одна из его первопричин в том, что одним можно всё, а другим ничего. Когда ты видишь, что слова «закон» и «справедливый суд» – это просто слова, когда одного преступника в погонах охраняет и защищает всё государство, а твоё право на безопасность, веру и жизнь попрано, ты начинаешь воевать с государством. Ты уже не убиваешь своего конкретного обидчика. Ты начинаешь убивать всех, так как знаешь, что обидчик лишь часть системы, и на его место придёт абсолютно такой же…
К сожалению, государственная система не смогла вовремя распознать проблему, пустив жизнь своих северокавказских провинций на самотёк, посчитав, что только такие «эксперты в области безопасности», как силовые структуры, могут профессионально в ней разобраться. Силовики же не разобрались! Не смогли! Потому что умеют и уполномочены(!) решать все проблемы только силовым путём! Но политические проблемы (а терроризм, как бы его ни пытались представить по-иному «эксперты», именно таковой и является) силовым путём можно решить только при деспотических режимах, через репрессии и массовые убийства носителей идей. И там, где должны были говорить политики и авторитетные переговорщики, говорили автоматы и пушки. В итоге дагестанский террор прошёл сложный и кровавый путь. И на каждом отрезке этого пути у политических властей был шанс не допустить конфликта, не допустить жертв, сделать так, чтобы те, кто идёт в лес, шли по мирному пути… Не воспользовались.
Сегодня мы вновь на грани войны. И если в этот беспощадный конфликт не начнут вмешиваться авторитетные политики, если политики не прекратят отдавать борьбу с терроризмом на откуп полковникам, мечтающим стать генералами, то сводки из Дагестана, да и из всего СКФО, будут похожи на фронтовые депеши.