Министерские записки

24 марта в Махачкале прошла сессия Народного собрания Дагестана. Депутаты под председательством спикера НС РД Хизри Шихсаидова оперативно рассмотрели повестку дня из 13 вопросов. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов присутствовал на сессии от начала до конца, что редкость и что ещё реже – не проронил за это время ни слова! Его лицо, как было видно, выражало заботу… нет, даже озабоченность происходящим как в зале дагестанского парламента, так и в республике. В последующем это чувство передалось и другим руководящим работникам и парламентариям.

Как показывает практика, в предвыборный год чувство заботы, а если что-то не удаётся, то и озабоченности, охватывает всех: депутатов, министров, кандидатов в депутаты, СМИ и блогеров, да и просто сочувствующих дагестанцев! Это выразилось и в начале заседания НС РД, и в его конце. Но обо всё по порядку…

 

Недосказанность…

 

Главным событием сессии Народного собрания Дагестана должно было стать выступление министра внутренних дел РД Абдурашида Магомедова. Но этого не произошло! Его отчёт о деятельности полиции за 2015 год был лаконичным, цифры – убедительными, а два вопроса, заданных, соответственно, депутатами НС РД Камилом Давдиевым и Фейредином Раджабовым, слабыми и больше похожими на желание подвизаться к министру, оказать ему услугу, нежели поднять актуальную проблему.

Министр зачитывал депутатам лишь общие тезисы своего отчёта, полная информационно-аналитическая записка была у народных избранников на руках, поэтому многие интересные данные остались неозвученными. «Черновик», пересказывая доклад Магомедова, будет ссылаться на оба источника.

С отчётом министра ВД по РД можно будет ознакомиться, отсканировав этот код

 

Абдурашид Магомедов начал с того, что сообщил о прошедшем в аппарате МВД по РД сокращении личного состава на 30% (1 168 человек) и сохранении численности сотрудников в гор- и райотделах.

В записках, розданных депутатам, говорилось, что в 2015 году количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 9,5%, то есть 15 130 преступлений против 13 817 в 2014 году. Традиционно этот рост преступности был объяснён «активизацией деятельности правоохранительных органов по их выявлению». Там же указывалось, что «существенное влияние на рост регистрируемой преступности оказала и реализация комплекса совместных с прокуратурой мероприятий по обеспечению полноты учёта и регистрации заявлений и сообщений граждан».

Вполне возможно, что под выражениями «существенное влияние… совместных с прокуратурой мероприятий» имеются в виду результаты прокурорской проверки, обнародованной 30 марта 2015 года на координационном совещании руководителей правоохранительных органов «О состоянии законности при рассмотрении в органах дознания и предварительного следствия сообщений о преступлениях».

Тогда прокуратура РД, проверив работу территориальных органов полиции за 2014 год, выявила 17 122 нарушения закона, для устранения которых отменено 71 постановление о возбуждении уголовного дела, 6 329  постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, направлено 443 требования, внесено 891 представление.

В результате проверки к дисциплинарной ответственности было привлечено 676 должностных лиц, а выявлено и поставлено на учёт 979 укрытых от учёта преступлений.

В информации прокуратуры, распространённой в СМИ, дипломатично говорилось следующее: «Прокурорам не в полной мере удалось преодолеть желание руководителей органов внутренних дел всех уровней создать видимость благополучия с раскрываемостью преступлений путём их укрытия от учёта, невыделения в необходимых случаях материалов из уголовных дел. Руководителям подразделений аппарата МВД необходимо отойти от формального и поверхностного подхода к контролю за учётно-регистрационной дисциплиной».

Министр ВД по РД в отчёте этого года рассказывал депутатам, что количество выявленных в 2015 году преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось на 8,4% (239 преступлений), экономической направленности – 5,7% (111), фактов организации НВФ и/или участия в нём – на 33% (125).

Наркоситуация в республике, по словам министра, не улучшается, а, наоборот, достигла угрожающих масштабов. Магомедов подчеркнул, что официальная статистика из-за высокой латентности не совсем точно отражает ситуацию в этом направлении. Наиболее значительный рост числа наркопреступлений отмечен в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Южно-Сухокумске, Хасавюртовском, Ахтынском, Ботлихском, Левашинском, Сулейман-Стальском и Табасаранском районах. Из 3 092 – общего количества зарегистрированных в 2015 году наркопреступлений – каждое четвёртое – это сбыт наркотиков, причём 53,6% (больше половины) – выявлены сотрудниками МВД, а не УФСКН, что министр не без гордости озвучил.

Зато в сфере незаконного оборота оружия в 2015 году есть улучшения. В прошлом году выявлено 2 038 преступлений, или на треть больше, чем в 2014-м. Изъято множество единиц различного рода оружия, бое-припасов, взрывных устройств и веществ, а также ликвидирована группа из числа жителей Шамильского и Дахадаевского районов и Хасавюрта, занимавшихся незаконным оборотом оружия и его переделкой.

Вполне возможно, что такой успех стал реальностью после прокурорской коллегии, прошедшей 28 мая 2015 года («О состоянии прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности»). На ней прокурором РД Рамазаном Шахнавазовым было озвучено, что «правоохранительными органами на протяжении последних лет не выявлено ни одного преступления, связанного с поставками огнестрельного оружия и боеприпасов на территорию республики из других регионов». Такой же критике тогда подверглась работа силовиков в сфере борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путём, а также по пресечению преступлений в сфере ЖКХ и ТЭК. «Оперативно-разыскные мероприятия в большинстве случаев носят формальный характер, они проводятся без учёта и использования ресурсов Счётной палаты РД и Росфинмониторинга», – заявлял тогда прокурор.

Однако, согласно отчёту министра, 2015 год был удачным для противодействия экономическим и коррупционным преступлениям.

«Пресечено 2 074 таких преступления, что на 5,7% больше показателя 2014 года. Роста числа выявленных преступлений удалось добиться за счёт особо тяжких и тяжких видов преступлений, которых выявлено больше на 25% и 20,3% соответственно, в то время как число деяний небольшой тяжести уменьшилось более чем на 10,5%. На 14,3% (1 603) увеличилось количество раскрытых преступлений, а показатель раскрываемости вырос до 86,4%. Направлено в суд 1 340 уголовных дел (+15,4%). Количество лиц, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, выросло почти на четверть и составило 400, из них по преступлениям коррупционной направленности – 186 (+16,3%). Только по оконченным уголовным делам установленная сумма ущерба составляет более 5 млрд рублей. Всего выявлено 449 преступлений коррупционной направленности», – говорится в его отчёте.

Депутаты НС РД почти единогласно одобрили отчёт министра ВД по РД

 

Профилактика…

 

Несмотря на наркоситуацию, профилактика и противодействие терроризму и экстремизму продолжают оставаться приоритетным направлением деятельности полиции. Магомедов сообщил, что в прошлом году в Дагестане было проведено 42 КТО, а также множество мероприятий оперативного характера, давших существенные результаты. Как итог – ни одного теракта за отчётный период.

«Ликвидированы три бандгруппы (Буйнакская, Цунтинская, Бабаюртовская). Убито при оказании вооружённого сопротивления 103 участника бандгрупп, из них 19 главарей, в том числе так называемый амир Имарата Кавказ, главарь экстремистского бандподполья на территории Северного Кавказа (Алиасхаб) Кебеков и (Магомед) Сулейманов, возглавивший эту террористическую организацию после ликвидации Кебекова. Обнаружено и уничтожено 73 тайника с оружием, имуществом и продуктами, 22 блиндажа и 4 временных лагеря. Выявлено 679 и раскрыто 281 преступление террористического характера, задержано 534 и склонено к добровольному отказу от преступной деятельности 63 участника и пособника бандгрупп. Из арсенала боевиков изъято 316 единиц огнестрельного оружия, десятки тысяч патронов, сотни гранат, много другого военного снаряжения и материальных средств. Подрыв материально-ресурсной базы террористов заметно ослабил их потенциал», – рассказал о достижениях Магомедов. Но были и печальные моменты. Министр привёл данные, согласно которым от рук террористов погибло 14 человек, семеро из которых – сотрудники ОВД, трое бойцов ВВ МВД РФ, один сотрудник ФСБ и ещё трое – гражданские лица. Получили ранения 28 силовиков. Говоря о потерях, министр предложил сравнить ситуацию в 2015 году с тем, что было 10 лет назад. В 2005 году, по словам Магомедова, погибло 103 силовика.

Предупреждение терроризма выразилось в том числе в пресечении преступлений с использованием СВУ. Магомедов привёл свежий пример из этого года, когда в с. Муцалаул Хасавюртовского района полиция изъяла 7 СВУ. По словам министра, СВУ планировалось подорвать у отдельных зияратов, мечетей, отделов полиции. Подробности этого, обещал он, скоро будут озвучены.

Когда министр сообщил, что в рамках противодействия участию дагестанцев в военных действиях в составе международных террористических организаций в федеральный и международный розыск объявлено 912 жителей республики, ни один депутат не спросил, являются ли эти сведения подтверждёнными объективными источниками или же это предположения министра. Так же равнодушно они восприняли слова Магомедова о том, что «вместе с ФСБ мы сделаем всё, чтобы помешать им возвратиться в Дагестан и дестабилизировать оперативную обстановку». Другими словами, министр поставил депутатов перед фактом того, что почти тысяча дагестанцев будет убита…

Тема профилактики экстремизма была продолжена. Министр, не конкретизируя, сообщил, что вербовка экстремистов ведётся в некоторых мечетях, подконтрольных салафитской общине, и что «в установленном законом порядке деятельность семи таких мечетей прекращена». В справке, розданной депутатам, говорилось, что по состоянию на 1 января 2016 года на учётах отделов МВД по городам и районам Дагестана состояли 20 407 профилактируемых лиц. Из них условно осуждённых – 3 953, формально подпадающих под административный надзор – 847, поднадзорных – 484, алкоголиков – 1 001, наркоманов – 1 352, семейных дебоширов – 357, психбольных – 600 и приверженцев нетрадиционного ислама – 10 338. По состоянию на 1 января 2015 года на учёте МВД приверженцев нетрадиционного ислама было 6 601 человек…

Министр рассказал о ситуации в области дорожного движения. За 2015 год на дорогах погибло 493 человека, почти на четверть в 2015 году выросло количество ДТП (1 585) и почти на 30% – получивших в них ранения (2 152). Магомедов говорит, что такая ситуация во многом связана с состоянием дорожного полотна, резким увеличением количества транспортных средств в Махачкале, а также «необъяснимым поведением наших сограждан».

Стоит обратить внимание и на работу МВД с обращениями граждан. В 2015 году в органы ВД поступило 1 715 жалоб (что больше на 20%, чем в 2014 году) на неправомерные действия сотрудников МВД. Из них, согласно отчёту министра ВД, подтвердилось только 10 фактов. То есть обоснованными признаны 0,58% всех жалоб. С чем связано такое большое количество жалоб населения на органы полиции, министр не объяснил.  Возможно, здесь тоже проявилось «необъяснимое поведение наших сограждан». Такое количество жалоб не стыкуется с содержащимся в отчёте, но не озвученным Абдурашидом Магомедовым тезисом об уверенности населения в защищённости своих личных и имущественных интересов от противоправных посягательств, а также оценкой этим же населением эффективности органов внутренних дел. С этой статистикой мы предлагаем ознакомиться в таблице:

 

Отчёт министра ВД по РД поддержали 82 депутата, и только один из них – Пазлудин Уцумиев – был против. Возможно, его тоже смутила министерская недосказанность…

 

Сессия

 

Двенадцать следующих вопросов депутаты рассмотрели, можно сказать, в мгновение ока: все проекты законов были приняты без особых вопросов. Последним выступил первый вице-премьер Анатолий Карибов, который сделал доклад по ситуации вокруг дома-интерната для умственно отсталых детей «Забота». Происходящее он назвал информационным нагнетанием и предложил обществу без эмоций оценивать аргументы, излагаемые руководством интерната и властями.

Он сказал, что «сообщения в социальных сетях, основанные на заявлениях двух бывших выпускников интерната, носят тенденциозный характер», в то время как для детей-инвалидов созданы все условия для нахождения в «Заботе»: есть учебные классы, комната для релаксации, спортзал, компьютерный класс. Дети, по словам вице-премьера, обеспечены пятиразовым питанием, имеется солидный запас продуктов, которые закупаются как интернатом, так и предоставляются меценатами. Внешний вид кухни Карибов объясняет идущим там ремонтом, а также опровергает факты рукоприкладства к детям. «Был медосмотр воспитанников, и при наружном осмотре следов побоев или же пролежней не обнаружено», – сказал он.

Карибов отметил, что деятельность интерната проверяется соответствующей комиссией, и по результатам её работы будут приняты меры.

«Мы предоставили возможность всем ознакомиться с происходящим там… Но территория интерната не должна превращаться в съёмочную площадку и тем более в выборную! Дети не должны служить пиаром или быть предметом предвыборных технологий», – заключил Карибов.

Хизри Шихсаидов – частый гость в «Заботе»

Тезисы чиновника поддержал и Шихсаидов. Спикер сказал, что является частым гостем этого интерната и описываемые в соцсетях и СМИ обстоятельства он и сопровождавшие его лица не замечали. Он также связал появление интерната в Интернете с выборами и предложил заинтересованным в раскачивании темы лицам проявить себя в других, позитивных, информационных поводах. «Сейчас вокруг интерната ажиотаж, но через месяц люди поймут, что там другая ситуация», – уверен Шихсаидов. ]§[

Номер газеты