[Даешь реформу!] Широкая общественность нашей республики, включая и политическое руководство, в целом положительно отнеслась к административной реформе, произошедшей в структуре Правительства Российской Федерации.
Теперь всех интересует вопрос: коснутся ли реформы бюрократического аппарата системы исполнительной власти субъектов России или же все ограничится федеральным уровнем? По этому поводу уже высказались некоторые политические деятели. Как уже было сказано, они приветствуют сокращение министерств и ведомств в России, но, что касается реформирования родного дагестанского Правительства, то тут прогнозы более осторожны. В общем, смысл высказываний сводится к тому, что, мол, если будут какие-то распоряжения на этот счет у Кремля, то мы — всегда пожалуйста, а так… короче, будем посмотреть, не будем торопиться.
То, что соответствующие указания будут даны, не вызывает лично у меня никаких сомнений. Вряд ли стоило бы затевать весь этот сыр-бор, чтобы ограничиться только федеральным уровнем. Тем более, учитывая нашу хроническую дотационность, у Москвы больше возможностей для диктата. Здесь должно сработать правило: кто кормит девушку, тот ее и танцует.
При этом варианте республиканское руководство окажется в сложнейшей ситуации. Ведь многие министерства создавались под конкретные клановые и национальные группировки и, если хотите, под отдельные личности. Забери у них кормушку — и ты можешь остаться без поддержки определенной части населения. Как правило, у нас министерства и ведомства — это не команда профессионалов, проводящих в жизнь государственную политику, а набор родственников, «кентов» и прочих лизоблюдов, то есть одна большая национальная деревня. Попробуй пойди в любой из дагестанских аулов и скажи, что забираешь у них «в целях улучшения администрирования» законный, с их точки зрения, кусок хлеба. В лучшем случае — убьют на месте. В худшем — подадутся в вахабиты, экстремисты и прочие «чифиристы». И объявят национально-освободительную борьбу за денежные знаки. И весь этот «вабабай» накануне всенародных выборов главы республики. К тому же за многие министерские портфели их владельцами было сказано кому надо «большое спасибо» в твердоконвертируемой валюте. «Как здесь быть?» — я вас спрашиваю. Есть от чего впасть в отчаяние.
Но несомненные плюсы в грядущей реформе есть. Это, во-первых, уменьшение числа чиновников и, соответственно, бюджетных средств, ежемесячно расходующихся на поддержание их жизненного благополучия. То есть появится больше высвобожденных финансов, которые можно потратить на «социалку» и пресловутое «развитие производства в Дагестане». Во-вторых, оставшиеся без работы чиновники, которые наверняка имеют накопленный капитал, не будь они дураки, пополнят ряды бизнесменов, что тоже можно рассматривать как улучшение экономического климата в республике. Душителей дагестанского бизнеса станет меньше, соответственно, больше — свободной конкуренции. В нормальных государствах средний класс — это представители среднего и малого бизнеса, а у нас — это почему-то чиновник. Все это ненормально. Наверное, и вновь избранный Президентом России Путин наконец понял абсурдность и политическую вредность подобной ситуации. ]§[