Два года осталось до поистине эпохального события для нашего горного края — выборов главы Республики Дагестан. Впервые за всю свою многовековую историю Дагестан получил право иметь всенародно избранного политического руководителя.
Вроде бы можно расслабиться и выдохнуть с облегчением: «Наконец-таки! Свершилось!» Но, что готовит нам политическое закулисье? Не будет ли декларация всенародного избрания очередной профанацией и еще одним способом относительно честного одурачивания дагестанского электората? То, что первичные выборы («праймерис» по-дагестански) пройдут сначала не на избирательных участках, а в кабинетах Кремля, является вполне очевидным. Москва недвусмысленно дала понять, что хочет видеть у руля республики новых (желательно, молодых) и амбициозных лидеров, способных вытянуть республику из дотационной ямы. Возможно, правом приоритета будут пользоваться представители дагестанской диаспоры в Москве, многие из них, что называется «давно оперились», имеют тесные контакты с президентской администрацией и обладают очень солидными денежными ресурсами. Однако их беда в том, что многие, если не все, оторваны от республики, порядком подзабыты населением и, самое главное, не имеют здесь сильной группы поддержки, «команды». На протяжении многих лет власть старалась не пускать в республику «москвичей». Почти все должности в Дагестане были отданы приверженцам республиканских лидеров. И только в последнее время эта традиция потихоньку начала нарушаться (Абдусамадов, Черкесов).
Возможно, что Москва сделает ставку на «местных». Естественно, это будет какой-нибудь чиновник, фигура политическая, криминал постараются сразу же отсечь. Само собой разумеется, что кандидат должен быть ярым приверженцем «Единой России» и «путинского» курса. Не исключается, однако, что нынешнему руководству удастся выторговать себе право провести смену власти «по-ельцински». То есть, не дожидаясь начала выборов, глава республики добровольно уходит в отставку, извиняется «за все», объявляет своего преемника, и растроганный народ в благодарность дружно поддерживает «его» кандидата. Все это будет происходить на фоне успешного разгрома какой-нибудь банды террористов или непримиримой борьбы с коррупционерами, в которых официальный кандидат будет принимать непосредственное участие, тем самым получая за короткий срок необходимые рейтинговые баллы.
Но насколько воля Москвы будет решающим аргументом в выборном процессе? Это вопрос чрезвычайно важный, требующий анализа и осмысления в течение достаточно большого времени. Влияние Кремля будет — это факт. Никто не пустит выборы на самотек в таком стратегически важном регионе. Но будет ли этот диктат абсолютным? Скорее всего, нет. В Дагестане невозможно взять неизвестного «Магу» (Багу, Загу и т.д) и одним (пусть и федеральным) желанием привести его к власти. Одно из основных требований к вероятному кандидату — его поддержка населением республики. Если будет соблюдено это плюс еще ряд условий, упомянутых выше, федералы, скорей всего, поддержат такую кандидатуру. В абсолютных величинах эта поддержка будет выражаться в 60% федеральных, против 40% «местной специфики». То есть первое слово, как ни крути, должны сказать мы с вами. Будущая кандидатура главы республики должна быть, прежде всего, креатурой его многонационального народа. Должна быть. И здесь все зависит от степени отягощенности наших умов гражданским самосознанием. Будем ли мы по-прежнему толпиться у избирательных участков в ожидании сброса купюр или со всей ответственностью проголосуем, прислушиваясь к голосу разума, а не исходя из национальных, территориальных и прочих инстинктов. Как получится на самом деле, покажет время. ]§[
- 2 просмотра