Вступительное слово министра внутренних дел, генерал-лейтенанта милиции Адильгерея Магомедтагирова на расширенном заседании коллегии МВД РД 10 января 2006 г. (Публикуется в сокращении) Часто в адрес «ЧК» со стороны некоторых представителей правоохранительных органов мы слышим обвинения такого рода, что наша газета, описывая деятельность МВД РД, УФСБ РФ, прокуратуры и др., пытается очернить результаты их работы. Полученные нами выдержки из речи министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, произнесённой им на расширенном заседании коллегии МВД РД 10 января этого года, показывают, что всё-таки ощущение реальности в этой структуре есть. Жалко только, что те приглаженные комментарии, которые иногда нам дают в этой правоохранительной структуре, не бывают настолько же объективны и честны. В первую очередь, перед самими собой…
Уважаемые коллеги!
На повестке очередного расширенного заседания коллегии МВД республики один вопрос – «Итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Республики Дагестан за 2005 год и задачи на 2006 год».
Нам сегодня предстоит оценить проделанную органами внутренних дел и аппаратом министерства работу по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности, наметить первоочередные задачи на предстоящий год, выработать с учётом складывающейся в республике обстановки тактику противодействия экстремизму и терроризму, организованной преступности, в том числе в сфере экономики.
2005 год был для нас тяжёлым и сложным: диверсионно-террористическая угроза со стороны бандгрупп и религиозных экстремистов, непрекращающиеся посягательства на сотрудников правоохранительных органов диктовали острую необходимость непрерывной работы в усиленном режиме. Наиболее сложная обстановка сложилась на территории городов Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Избербаш, Буйнакского, Унцукульского, Карабудахкентского районов. Проведённые в республике совместные комплексные профилактические операции, созданная заградительная система благотворно повлияли на оперативную обстановку.
Однако мы понесли невосполнимые потери – 47 наших коллег погибли от рук бандитов, 92 получили ранения различной степени тяжести.
И всё-таки в истёкшем году совместно с другими правоохранительными органами нам удалось не только переломить ситуацию, но и добиться высоких показателей по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.
Заметные успехи достигнуты в борьбе с терроризмом, и это было отмечено МВД России, а также руководством республики.
Ликвидированы бандгруппы Макашарипова, Дибирова, Наузова, Имурзаева, Хасбулатова, Шайхаева, Шамиля Лахиялова, Шамиля Абидова и других.
Уничтожены такие одиозные лидеры незаконных вооружённых формирований как Абу-Джарах и Абу-Умар, задержан турецкий наёмник Али Ойтекин и т. д.
Ощутимые удары нанесены бандподполью в городах Махачкала, Каспийск, Хасавюртовской и Буйнакской зонах.
Задержано 174 экстремиста. Ещё 46 уничтожено при оказании вооружённого сопротивления. Предотвращено 13 диверсионно-террористических акций. Эти цифры говорят о боеспособности органов и подразделений МВД.
Однако, несмотря на положительные результаты в борьбе с терроризмом и экстремизмом, прогноз развития ситуации на предстоящий год остаётся тревожным.
Бандподполье полностью не ликвидировано. Продолжает поступать информация о направлении в республику вновь создаваемых диверсионно-террористических групп, вербовке в них новых членов, особенно из числа ранее судимой молодёжи…
…Это обязывает нас к решительным действиям, прежде всего, розыску, задержанию, а в случае вооружённого сопротивления – и ликвидации террористов и экстремистов, выявлению и привлечению к ответственности их пособников.
Вместе с тем, отвлечение значительных людских и материально-технических ресурсов на сдерживание экстремизма и терроризма в республике существенно отразилось на уголовной статистике.
Уделяя максимальное внимание противодействию экстремизму и терроризму, мы снизили активность борьбы с другими видами преступной деятельности. И это, я считаю, является прямым нашим упущением.
Так, в структуре преступности произошли негативные изменения. Если последние четыре года общий уровень преступности стабильно снижался, то в минувшем году каждое третье совершённое преступление относилось к категории тяжких и особо тяжких. Выросло количество умышленных убийств, грабежей, причинения тяжкого вреда здоровью, хулиганств, преступлений, совершённых с применением огнестрельного оружия, взрывных устройств, автоаварий со смертельным исходом. Более того, снизилась и раскрываемость преступлений.
На высоком уровне оставалась активность организованных преступных групп. Они продолжали попытки проникновения во властные структуры, используя при этом свою внушительную финансово-экономическую базу.
Без должного внимания остались такие направления, как борьба с преступлениями в сфере экономики, против личности, общественного порядка и безопасности.
Все эти обстоятельства обязывают нас принять решительные и эффективные меры борьбы с преступностью на приоритетных направлениях.
Считаю своим долгом отметить, что отдельные руководители горрайорганов, центрального аппарата МВД проявили себя в истёкшем году не с лучшей стороны: не в полной мере использовали потенциальные возможности, не обеспечили соответствующий уровень оперативно-служебной деятельности. Поэтому сегодня необходимо дать принципиальную оценку каждому из таких руководителей.
Основную причину в слабой работе органов внутренних дел по пресечению и раскрытию особо тяжких преступлений я вижу в недостаточной работе оперативных служб.
Выявление в нашей среде сотрудников, преступивших закон, предателей и просто лиц, которые посчитали возможным поступиться профессиональным долгом и совестью ради личной наживы либо каких-то других выгод, я рассматриваю как важнейшую задачу.
Практически не налажено взаимодействие с Управлением Федеральной службы по контролю за наркотиками, несколько ослабло взаимодействие со следственными подразделениями прокуратуры.
К сожалению, не наблюдается ощутимых сдвигов в работе по вовлечению в борьбу с преступностью общественных формирований…
…Другими словами, должное объединение усилий общественности, государственных органов, правоохранительных структур и войсковых подразделений против криминала пока не достигнуто. Народные дружины реально не функционируют и существуют пока лишь на бумаге.
Уже длительное время не проводятся встречи, совещания с министерствами юстиции, здравоохранения и образования. Порой мы не находим взаимопонимания с главами местных администраций.
Тревожит пассивная работа УБЭП, УНП и УБОП на фоне распространения в республике хищений бюджетных средств в крупных масштабах и других тяжких преступлений в сфере экономики.
Имеются существенные издержки в деятельности милиции общественной безопасности в деле профилактики преступности. Работа участковых не соответствует реалиям времени.
Откровенное пренебрежение «Правилами дорожного движения» стало нормой на дорогах республики. Как результат – высокий уровень смертности при ДТП.
Не снижается детская беспризорность и безнадзорность, что свидетельствует об отсутствии воспитательной работы в семьях, учебных заведениях, равнодушии госорганов и инспекторов по делам несовершеннолетних.
По-прежнему отсутствует системность в работе с иностранцами. Их количество в республике растёт; отдельными частными предприятиями активно используется их незаконная трудовая деятельность. Да и сами иностранцы зачастую занимаются противоправной деятельностью.
Многие органы внутренних дел не принимают должных мер по повышению доверия граждан к милиции. Связь с населением не поддерживается, редко практикуются встречи с коллективами, выступления в средствах массовой информации.
В отдельных горрайорганах продолжается порочная практика укрытия преступлений от учёта. За это наказанию подвергнуто более 350 сотрудников органов внутренних дел, из них руководителей – 22. В отношении сотрудников милиции органами прокуратуры возбуждено 19 уголовных дел.
Низкая учётно-регистрационная дисциплина наблюдается в Махачкале, особенно в Ленинском и Кировском РОВД, Дербентском, Буйнакском, Хасавюртовском, Огнинском, Южно-Cухокумском горотделах милиции, Дербентском, Буйнакском, Докузпаринском, Каякентском, Кумторкалинском, Чародинском, Цунтинском и других районных отделах внутренних дел.
Такое отношение к работе вызывает у населения негативное отношение к органам внутренних дел. Мы можем потерять поддержку и, главное, веру народа в Закон. Сложная обстановка диктует сегодня жёсткие требования, предъявляемые к деятельности органов внутренних дел. Это обязывает нас организовать поиск и внедрение новых подходов в организации борьбы с преступностью. ]§[