Клякса из Бостона

 

Проживание в Махачкале родителей братьев Царнаевых, подозреваемых в совершении взрывов в Бостоне, вызвало интерес спецслужб США и мировых СМИ к версии о связи этого громкого преступления с террористическими группировками в Дагестане.

Однако, помимо общих сведений о пребывании старшего из братьев – Тамерлана – у родителей в 2012 году, ничего конкретного не появилось. На фоне информационного голода журналисты, прибывшие в Махачкалу, решили искать причины радикализации в характере Тамерлана, идейной и психологической сферах. Тут подоспела информация о признаниях Джохара Царнаева, будто организатором является его старший брат, но ни с какими группировками тот не связан. Получается, что преступление совершалось на идейной основе. То есть можно предполагать, что человек, выросший в семье кавказцев, увлёкся исламом, но затем под влиянием Интернета встал на радикальные позиции, вовлёк младшего брата. Возможно, сказались неудачи Тамерлана на боксёрском ринге, увязываемые им сначала с неравным отношением к нему судей и тренеров, а затем путём обобщений приведшие его к мысли о необходимости защиты мусульман в Ираке, Ливии, Афганистане. Если это так, то описанная схема нам также знакома…

И кто в этом случае виноват? Семья, национальность, американская среда или вербовщики неизвестного происхождения? Большинство дагестанцев скорее склонно во всём обвинить спецслужбы США, а экстремистские сайты переводят стрелки на спецслужбы России. Тамерлан тогда – невинная жертва. А если он решил поиграть в героя-одиночку? Евгения Альбац в радиопередаче на «Эхо Москвы» недоумевала, как может человек, попавший в США, где высок уровень толерантности и возможности самореализации, совершить такое преступление. Увы, наши прозападные либералы почему-то упускают, что социокультурный фактор может быть не менее сильным, чем безработица и бедность. Ведь многие, соглашаясь с ценностями прав и свобод человека, не воспринимают разрешение на однополые браки и другие явления, выходящие за пределы морали и норм мировых религий. А если ещё и «наших» обижают, то возмущение может перейти в месть. Но не буду обобщать это до конфликта цивилизаций и заговоров мировых сил, однако призываю быть самокритичными. События последних лет наложили негативный отпечаток на имидж республики, что, увы, служит основанием для всяких подозрений. Поэтому, хотя в деле братьев полностью ничего не доказано, их история вольно или невольно поставила ещё одну кляксу на репутации Дагестана. И расплачиваться за неё будут все дагестанцы.

Номер газеты