27 февраля, примерно в 6:00–6:30 мск, к особняку министра строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана Ибрагима Казибекова, расположенному в Махачкале, подъехало несколько автомобилей, в числе которых был и бронированный КамАЗ цвета хаки. Как оказалось, это были сотрудники ГУЭиПК и следователи МВД России. Поначалу они хотели снести ворота особняка, чтобы появление их в домовладении было более эффектным, но сторож успел открыть ворота…
Как выяснилось, ранние гости пришли в домовладение Ибрагима Казибекова с целью провести обыски и выемку документов в рамках расследования уголовного дела, возбуждённого в начале февраля этого года по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере») и ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере»). Аналогичные мероприятия в этот же день проходили в здании Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД, которое также было перекрыто силами спецназа, пока следователи проводили процессуальные действия.
Что дали результаты обыска, а также в каком статусе в рамках расследуемого дела находится Казибеков, силовики не сообщили, но известно, что по нему проходит экс-премьер-министр РД Абдусамад Гамидов. Помимо этого, известно, что непосредственно Казибекова силовики ни дома, ни на работе не застали…
Отметим, что претензии у силовиков к 60-летнему министру строительства появлялись периодически. Так, в декабре 2017 года в распоряжении «Черновика» оказались данные, указывающие на то, что силовики обратили внимание на закупку правительством Дагестана новой партии автобусов, которые по целевой программе были поставлены в республику в начале 2015 года.
Тогда мы указывали, что вместо запланированных 115 автобусов на сумму свыше 400 млн рублей в республику было поставлено только 70 единиц транспорта. Однако когда документы на транспортные средства ушли в Минтранс РФ, там жёстко потребовали привести в порядок количество паспортов транспортного средства (ПТС), которые явно не совпадали с данными, указанными на документах. В этот же период автобусы были переведены на баланс республиканского Минстроя.
Как сообщали источники «Черновика», Казибеков поддался уговорам взять на себя транспортные средства, чем позднее заинтересовались правоохранительные органы. По одним данным, просьба к нему поступила от Гамидова. Предположительно, недостающая часть денег за транспортные средства была снята со счетов федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Не исключено, что нынешний визит силовиков к министру был связан именно с этим делом.
Ещё одна из претензий силовиков была озвучена в начале февраля. Тогда, 7 февраля, появилась информация, что сотрудники МВД по РД выявили в действиях Гамидова и Казибекова злоупотребления должностными полномочиями. Злоупотребления выражались в том, что в 2016 году было издано Постановление Правительства РД, которое изменило цену на квадратный метр жилья при расселении жителей из аварийных домов от 25 450 рублей до 34 850 рублей. При этом было необоснованно растрачено из бюджета почти 386 млн рублей. В рапортах, поступивших 7 февраля в дежурную часть МВД по РД, говорится, что изменения в постановление правительства были подготовлены Казибековым и подписаны Абдсумадом Гамидовым. В качестве фигурантов дела значатся руководители подрядных организаций, участвовавших в незаконных схемах.
Напомним, что в 2017 году «Черновик» приводил заявления застройщиков о том, что во время возведения домов по программе переселения из аварийного жилья в Дербенте представители республиканского Минстроя требуют с них откат: оставлять себе 20 тысяч рублей из суммы 34 850 рублей за квадрат возводимого жилья. Построенные в рамках этой же программы дома в Махачкале также вызывают вопросы: была ли на них потрачена вся выделяемая сумма, так как сданы они с множеством дефектов и самой дешёвой отделкой...
В принципе, вопрос о том, как реализуется программа по переселению из аварийного и ветхого жилья, а также где Казибеков задавали себе и окружающим врио главы РД Владимир Васильев и прибывший 27 февраля председатель Наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. Совещание, посвящённое реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья в Дагестане, планировалось провести в присутствии прессы, но затем планы резко поменялись, и совещание прошло в закрытом режиме. В принципе, это было понятно, так как реализация программы была полностью провалена: более тысячи человек должны были переселить в новые дома ещё в июле-августе прошлого года. Затем сроки переносились на октябрь-ноябрь, но…
Разъяснения общественности о том, чего ждать от этой программы, Васильев и Степашин давали уже в аэропорту, в рамках короткого пресс-подхода. Комментируя ситуацию с ветхим жильём, Степашин высказался в том духе, что министра (ответственное лицо) так и не нашли, а Васильев добавил, что министра нет, а дело есть. Правда, дело уголовное. Там же сказав: «Я думаю, что это состояние скоро определится», Васильев намекнул на дальнейшее развитие событий, чреватое, возможно, освобождением от должности или сменой своего статуса в рамках уголовного дела. «У нас непросто всё, к сожалению. Некоторые наши руководители сейчас не отвечают за то, что они сделали. Кто-то находится под следствием», – сказал Васильев.
Врио главы Дагестана 19 февраля уже заявлял, что аукционы на строительство жилья в рамках этой программы выигрывает одна и та же фирма, аффилированная с министром строительства РД, а сам он арестован. Правда, в последующем от сотрудников АГП пришло разъяснение, что Васильев оговорился...
Отметим, что Казибеков, по данным «Черновика», покинул республику ещё в начале февраля. 7 февраля в Минстрое журналистам «ЧК» сообщали, что их руководитель находится в командировке. 27 февраля, после того как в СМИ прошла информация об обысках в домовладении министра, появились версии, что Казибеков выехал на Украину. В тот же день брат министра, Вагаб Казибеков, опроверг эти слухи, заявив, что Ибрагим Казибеков в Москве и занят лечением сына. Известно также, что в розыске он не находится…
Версии…
Ибрагим Казибеков возглавил министерство в 2015 году. Опытный бизнесмен-застройщик, неоднократно избиравшийся в Народное собрание Дагестана, возглавлял в парламенте Комитет по строительству, архитектуре и ЖКХ. Прочные деловые связи со спикером НС РД Хизри Шихсаидовым давали ему дополнительную поддержку во власти, но в то же время делали заложником ряда обстоятельств. Поэтому то, что к Казибекову пришли следователи МВД, наверное, учитывая активность министерства, а также близкой ему компании «Гранит» (см. «Разыгранная карта», «ЧК» №23 от 16.06.2017 г.) в деле переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, вполне закономерно. Нареканий было много. И по качеству возведённого жилья, и по срокам сдачи объектов, и по серым схемам, сопровождавшим строительные работы и связанные с ними процедуры.
Но показательный характер визита к министру следователей МВД, произошёдший 27 февраля и совпавший с приездом Степашина, наводит на определённые мысли: зачем к фигуранту многих уголовных дел, в том числе связанных с его похищением, приходить в 6 утра в сопровождении спецназа и проводить выемку? Разве эти следственные и оперативные действия ранее не проводились? Как утверждают близкие министра, сотрудники силового блока не раз, но более скромно приходили к Казибекову.
Отметим, что в начале февраля следователи СК России завершили расследование уголовного дела о похищении Ибрагима Казибекова в июле 2017 года. Похитители, выкрав министра в районе ипподрома Махачкалы, требовали от него и его близких выкуп в размере 100 млн рублей, но на следующий же день были задержаны силами ФСБ, ГУ МВД по СКФО и Росгвардии по КБР. Фигурантами похищения оказались братья Алискантовы – Залкип и Яхья, а также Магомед Омаров, на тот момент начальник центра по обеспечению безопасности высших должностных лиц Дагестана. По факту обеспечивал безопасность Белого дома, где находится кабинет главы республики. Все трое – уроженцы Тляратинского района. Тот факт, что Магомед Омаров относился к одному из подразделений Росгвардии, а один из родственников Алискантовых был замкомандира СБР Росгвардии Дагестана, возможно, вынудил УФСБ РФ по РД использовать бойцов Росгвардии из Кабардино-Балкарии. (Отметим, что руководитель УФСБ РФ по РД Олег Усов до июня 2017 года возглавлял аналогичное управление в КБР.)
По данным «ЧК», ещё на стадии подготовки Алискантовыми преступления силовые структуры узнали о готовящемся похищении, поэтому Ибрагиму Казибекову было предложено принять участие в мероприятии «оперативный эксперимент», то есть позволить похитить себя под контролем силовиков. Что, в принципе, и было сделано. Полное содействие Казибекова силовикам, казалось бы, должно было дать министру определённые гарантии, но, как показывает практика, судьба экс-руководителя ОПФР по РД Сагида Муртазалиева (см. 3 стр. – «ЧК») или ничему не учит, или же заставляет подчиняться обстоятельствам.
Нынешние визиты следователей МВД заставляют близких министра выдвигать версии о том, что это делается для давления на Казибекова, чтобы тот подкорректировал свои показания в начавшемся судебном процессе по рассмотрению уголовного дела по факту его похищения. Если коррекция показаний министра позволит доказать, что силовики провели не «оперативный эксперимент», а совершили «оперативную провокацию» (что является нарушением закона), то в этом случае ряд фигурантов похищения Казибекова смогут избежать ответственности. Сам по себе судебный процесс скандальный, так как Омаров уже просил следствие допросить в рамках его дела экс-главу республики Рамазана Абдулатипова…
Есть и ещё одна версия неприятностей министра: борьба за кресло в рамках объявленного очищения и обеления по-васильевски. Позиции Казибекова в новом составе правительства были чрезвычайно шатки, и можно сказать, министр до последнего времени был на грани увольнения. Теперь же Казибеков, судя по настрою Васильева, уже за гранью, а кадровики подыскивают ему замену. Поэтому для опытных лоббистов открываются возможности завести в кабмин нужную персону… ]§[
- 29 просмотров