[ А где же Сулик? ]

16–17 июля «Единая Россия» обнародовала так называемый список кадрового резерва своей партии, иначе его называют «праймериз». В число 1246 человек вошли как действующие депутаты Госдумы, так и лица, стремящиеся к заветной должности.

Отдельной строкой можно обозначить так называемых паровозов: губернаторов, мэров, а также известных деятелей искусств и спортсменов. Список разбит по федеральным округам, а те в свою очередь – по субъектам. В дагестанскую региональную группу, помимо действующих депутатов ГД РФ: Магомеда Гаджиева, Магомедкади Гасанова, Гаджи Махачева, Асанбубы Нюдюрбегова и Гаджимета Сафаралиева, – были включены Муху Алиев, Шамиль Зайналов, Магомедэмин Гаджиев и Хизри Шихсаидов.

Если отбросить «паровозов» Алиева и Зайналова, то все остальные были включены нами в наш Primeriеs (см. ниже). Все, кроме Магомедэмина Гаджиева, – бывшего руководителя регионального исполкома «Единой России», ныне помощника председателя правительства РД. Его включение в список выглядело бы как минимум удивительным, будто его вписали для количества. Но как раз количества в таких списках и не нужно. К выборам, согласно закону, будет допущено не более 600 человек. Но подобные удивительные включения/невключения характерны не только для Дагестана. Так, в списки по Московской области попал известный телеведущий Михаил Леонтьев (программа «Однако»). Сам же журналист, по его словам, ничего не знал о таком своём участии в партии. Возможно, делается это для того, чтобы лишний раз использовать народную любовь к той или иной известной личности для партийной выгоды. Внимательный читатель нашей газеты, следящий за политической жизнью, наверно, заметил, что в списках не оказалось двух людей – Сулеймана Керимова и Магомедсалама Магомедова.

О Магомедове

Ситуация с невключением в предварительный список бывшего председателя Народного Собрания вызывает противоречивые суждения. Если учесть, что на первой сессии НС РД четвёртого созыва Муху Алиев практически на весь Дагестан сказал, что Магомедсалам Магомедов уходит с поста спикера в обмен на всемерную поддержку руководством республики его кандидатуры на декабрьских выборах в Госдуму. Тогда с помощью политсовета партии президент избавился от наследия Магомедали Магомедова в лице его сына. Но ведь обещал! И теперь, если президент, объясняя Магомедову-младшему, почему того нет в списках, сошлётся на нежелание политсовета, то могут сложиться два впечатления. Либо президент сотрудничает с «Единой Россией» только тогда, когда ему это нужно, и может вот так легко нарушить своё же собственное слово, что, кстати, ещё аукнется ему падением авторитета в глазах населения. Либо президент вообще не контролирует ситуацию, и тогда спикера снимал не Муху Алиев, а партия. И сейчас она поступает так, как считает нужным. Партия ведь ничего Магомедову прилюдно не обещала. А такой удар по авторитету президента республики, где мужское слово ценится выше каких-нибудь гарантийных документов, может быть спланирован в рамках программы его замены на подысканную ко времени следующего назначения кандидатуру. Хотя если опустить теорию заговора со стороны партии, то Муху Алиеву, проводящему свою политику в Дагестане так, как будто ему на это дано лет 30, и не нужен в Думе Магомедсалам Магомедов, который сможет в ней политически окрепнуть.

О Керимове

Что касается отсутствия в предварительных списках Сулеймана Керимова, то такая информация заставила задуматься многих политологов. Для начала нужно разобраться с вопросом: Керимова не включили в списки «ЕдРо», не посчитавшись с его желанием, или он сам так захотел? Ведь что такое статус депутата Госдумы? Большая, по меркам российского общества, зарплата? Так он в ней не нуждается, её разве что на бензин для его автомобилей, самолётов и яхт хватит. Удостоверение депутата и неприкосновенность? Так если Владимиру Путину и компании нужно будет кого-то наказать, тут и «корочка» не поможет. Связи? Он уже успел их приобрести благодаря той же деятельности депутата и своему бизнесу. Сейчас он вхож в самые высокие круги российского истеблишмента. Более того, возможно, что он даже и есть часть вышеупомянутой путинской компании. Груз социальной ответственности (инвестирование в Дагестан, помощь спортсменам и т. д.) он может нести и не будучи депутатом Госдумы, и это так же будет гарантировать ему неприкосновенность.

Чем же всё-таки объяснить невключение Керимова в «кадровый резерв ’’ЕР’’». Можно предположить, что ему предложили пост в правительстве РФ, если не в действующем, то при новом президенте после выборов 2008 года.

Выдвинутая дагестанским интернет-политологом версия о том, что якобы «Единая Россия» всё ещё торгуется с Керимовым (см. стр. 25) за место, не представляется реальной. Ведь одним из главных качеств Керимова является умение договариваться. А власти – подводить человека к нужному решению.

Есть ещё, казалось бы, невероятный, но всё же допустимый вариант. Сулейман Керимов будет баллотироваться в Госдуму по общефедеральному списку. Поэтому он, как и Борис Грызлов, не был включён в списки по регионам.

Немаловажна во всей этой истории и фигура возможного преемника Путина. Если в Кремле с преемником уже определились, то могут быть следующие варианты: президентом будет Дмитрий Медведев, возможно, Сулейман Керимов плотно укрепится если не в его команде, то в коалиции, включающей медведевских сторонников и стратегических партнёров. Пост высшего лица государства займёт Сергей Иванов; Керимову при таком режиме («ивановщине») будет предложено сделать принудительный выбор: либо оставаться в бизнесе и не лезть во власть, либо наоборот, целиком и полностью сосредоточиться на государственной службе.

А всё-таки, может быть, Керимов, подобно античному полководцу, завоевав территорию Госдумы, оставит там своего соратника, скажем, Магомеда Гаджиева, для контроля над обстановкой, а сам продолжит свой поход на новые просторы мировой политики. ]§[

Номер газеты