«Если на клетке слона прочтёшь «буйвол», не верь глазам своим!» – учит нас бессмертная мудрость Козьмы Пруткова. Когда из стен «обновлённой» древней Нарын-Калы руководитель республики стал убеждать дагестанцев в том, что банкротство – это нормальная «технологическая» стадия развития предприятия, то мне захотелось достать свой диплом и перечитать название специальности.
Когда мы изучали менеджмент предприятия, банкротство ещё нормой для работающего завода не считалось. И теперь, когда нас на «голубом глазу» убеждают, что «финансовое оздоровление» – это не «банкротство», хочется дать совет перечитать Закон о банкротстве №127-ФЗ. В нём четко прописаны следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Конечно, большинство дагестанцев законов не читают, но многие с ними работают и вполне естественно реагируют на попытку назвать чёрное белым.
Умиляет и оправдание, мол, набрали предприятия кредитов в валюте, не подумали о рисках, не их вина. А чья? Те, кто взял валютную ипотеку и сейчас требует пересчитать кредит «по старому курсу», получают отказ. Чем они хуже тех, кто взял валютные кредиты? Виноваты обе группы заёмщиков.
В 2009 году некоторым из тех, кто взял «валютную ипотеку», с лёгкой руки Дмитрия Медведева государственные банки пересчитали кредит по старому курсу и оставили старые проценты. В итоге те, кто брал ипотеку в рублях, платили по 14%, а те, кто в валюте – по 6%. Сейчас стал очевиден вред такой доброты. Если бы обожглись тогда те, чьи кредиты выросли в полтора раза, то не пострадали бы те, у кого сегодня задолженность по ипотеке выросла в разы. И, конечно, несправедливо списывать ошибки бизнеса на государство, то есть на нас, налогоплательщиков.
Мы все понимаем, что при таком уровне инфляции и высоких ставках центрального банка кредиты на развитие производства неподъёмны. Если Европейский центральный банк имеет базовую процентную ставку 0,05% годовых и уровень инфляции в среднем в еврозоне – 0,1%, Россия на этом фоне выглядит абсолютно неконкурентоспособной… Чтобы как-то выйти из заколдованного круга, государство пытается субсидировать часть ставки по кредитам и выдавать государственные гарантии «избранным» инвесторам. То есть вместо того чтобы чинить водопровод, государство во-зит воду цистернами. Пока газо-, нефтедоллары и внешние займы шли плотным потоком, что-то где-то двигалось. Но когда ввели санкции, а КРЫМНАШ отъел у бюджета свою «десятину», экономика «пошла вразнос». И водопровод не починили, и воды в цистерне осталось лишь на дне. «Легче держать вожжи, чем бразды правления», – изрекал когда-то Козьма Прутков. И был прав. ]§[
- 1 просмотр