День всей жизни…

В минувшее воскресенье (8 сентября) Рамазан Абдулатипов наконец-то смог избавиться от приставки «врио». Депутаты Народного собрания республики единодушно избрали его президентом Дагестана, напомнив этой процедурой о крепких традициях коммунистического прошлого, – из 88 присутствующих парламентариев в поддержку Абдулатипова проголосовали 86 депутатов (что в процентном соотношении составляет 96,6%).

Процедура,  исход которой был всем ясен, началась с небольшим опозданием. В зал заходили и рассаживались депутаты Народного собрания – единственные в Дагестане, кто, как оказалось, достоин выбирать главу республики. Рядом сели члены республиканского правительства, Общественной палаты РД, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и представители духовенства…

Кандидаты в руководители Дагестана – врио главы РД Рамазан Абдулатипов, омбудсмен Уммупазиль Омарова и министр труда и соцразвития РД Малик Баглиев – сели рядышком, в первом ряду. Неподалёку от них примостился полпред президента России в СКФО Александр Хлопонин. Полпред прибыл в Дагестан из Ингушетии, где местные парламентарии так же выбирали президента своей республики, поэтому ждал развития событий без особого энтузиазма.

Наконец, после ряда бюрократических процедур (выслушивание гимнов, голосование повестки дня и пр.), спикер НС РД Хизри Шихсаидов объявил о начале действа и пригласил на трибуну Хлопонина. Согласно законодательству, полпред наделяется правом оглашать парламенту республики утверждённый президентом России список кандидатов в главы субъекта РФ из трёх человек. С этой миссией Хлопонин справился быстро, и парламент перешёл к заслушиванию программ кандидатов.

 

Приоритеты

 

Первым, в алфавитном порядке, свою программу озвучил Абдулатипов. Он назвал этот день главным в своей жизни и поблагодарил Владимира Путина за шанс служить на таком ответственном посту своему народу и России. Благодарность Абдулатипова распространилась также на депутатов Госдумы от Дагестана, членов Совета Федерации, полпреда Хлопонина и Народное собрание. Парламент этого удостоился за то, что все фракции НС РД выдвинули его кандидатуру на этих выборах. Пока ещё врио назвал это «важным моментом единства Дагестана, сплочения всех политических сил республики для выполнения тех неотложных и долгосрочных задач, которые стоят перед нами, которые ставит уважаемый Владимир Владимирович Путин». Особой благодарности удостоился и Дмитрий Медведев. (Премьер-министр страны, одновременно являющийся руководителем «Единой России», выдвинул Абдулатипова от партии безальтернативно.) Спасибо Абдулатипов сказал и своим конкурентам – Омаровой и Баглиеву. За то, что «они идут рядом»…

В принципе, с благодарности Хлопонину началась сама программная часть речи врио. «Нам ещё предстоит изучить опыт работы Красноярского края, где была проведена фундаментальная работа по выводу региона из кризисного состояния», – сказал Абдулатипов, явно намекая на то, что из кризиса Красноярский край выводили проекты Булата Столярова (разработчика Приоритетных программ президента Дагестана), проработавшего три года советником у Хлопонина.

Далее последовали заявления, с которыми внимательный читатель уже неоднократно сталкивался в прессе: о необходимости работать на очищение Дагестана на качественно ином уровне, нахождении республики в числе лидеров по коррупции и теневой экономике, об интеграции республики в российское экономическое и культурное пространство, трудностях в образовании, а также мерах, предпринимаемых для привлечения инвестиций и развития АПК.

«Кризис в Дагестане носит системный характер, но состояние федеральной власти, положение в стране, доверие президента России, поддержка его полномочного представителя в округе создают благоприятные условия для вывода республики из кризиса. И этим надо воспользоваться, – говорит Абдулатипов и дополняет: – Мы знаем, что делать, как делать, и сегодня решаем вопрос, кто будет это делать. И вы сегодня избираете не просто руководителя республики, а выбираете модель развития Дагестана».

Говоря о более активном участии республики в ФЦП и необходимости 200–300 млрд рублей для достижения среднероссийских показателей в социальной сфере, Абдулатипов сказал об ОАО «Корпорации развития Дагестана» и его участниках – Минэкономики России, ВЭБ, Сбербанке, «Нафта-Москве», группе «Сумма» и пр. «В такой кризисный регион никто денег не станет вкладывать, кроме наших отдельных земляков», – подчеркнул врио.

Развитие АПК, как уже говорилось ранее, Абдулатипов связывает с финансовым оператором «Росагролизинг», сотрудничеством с иностранными партнёрами в области технологий, а также инициативой крупных и средних инвесторов. Врио главы РД похвалил «Дагагрокомплекс», сказал об открытом в Кизлярском районе икорном заводе, а также поставил в пример присутствующим политиков-виноделов Магомеда Саадулаева и Мурада Гаджиева за развитие дагестанского виноградарства.

Собираемость налогов в программной речи Абдулатипова тесно связана с работой муниципалов. Амбициозная задача увеличить собираемость налогов до 10% от ВРП (сейчас 5%) натыкается на нежелание глав МО снижать дотационную зависимость.

«Если руководитель 10 лет проработал и не снизил дотационную зависимость, то ему там делать нечего. Поэтому мы разработали 25 показателей, по итогам которых будем решать, продолжать руководителю работать в районе и городе, или ему нужно уходить. Если вы хотите сохранить свои позиции, то предстоит трудная работа», – сказал Абдулатипов и перечислил города и районы, в которых главы обещали работать по-новому и даже отдать за нового руководителя республики жизнь: Избербаш, Каспийск, Кизляр, Хасавюрт, Левашинский, Гергебильский, Гунибский, Кизлярский, Курахский, Буйнакский, Табасаранский и др. районы.

Кандидат «проехался» и по Махачкале: «"Лучший город России" оказался на деле непригодным для нормальной жизни людей. Город ограблен и деградирован по всем параметрам, муниципалитету ничего не принадлежит. Я всё это говорил и старому мэру. Новому мэру предстоит большая работа совместно с правительством по конкретным направлениям и уходить от старых методов работы. Мы разрабатываем крупный проект плана агломерации Махачкалы, Каспийска, Кумторкалы, Карабудахкента, Избербаша, Кизилюрта. Прекрасная агломерация, которая естественно сложилась, нужно использовать её на благо людей».

Говоря о крахе в системе среднего и высшего образования, Абдулатипов отметил, что нужно максимально сократить количество филиалов вузов, так как они «фактически продают дипломы чуть подороже, чем в московском метро».

Следующая проблема – «отложенные конфликты». В их число вошли переселение лакского народа и восстановление Ауховского района, а также земельные споры, которые этнополитизируются. «Землю надо поливать не кровью, а потом», – сказал Абдулатипов и отметил, что даже при той малоземельности, что есть в Дагестане, очень много земли просто не обрабатывается.

Выслушав программу врио, несколько депутатов задали ему вопросы, не отличавшиеся особой остротой. Кроме одного. Депутат НС РД, ректор ДГМА Абдурахман Османов, обращаясь к Абдулатипову, сказал: «Короля делает свита, а свиты у вас ещё нет. Нет команды! С такой командой ваши планы, к сожалению, исполнены не будут...»

Османов напомнил Абдулатипову, что 22 августа имел с ним беседу по поводу своей дальнейшей работы в качестве ректора ДГМА и заручился его поддержкой. Но уже 23 августа с ним стали проводить беседу и угрожать, что его уволят и, лишив депутатского статуса, выведут из зала НС РД в наручниках.

Ректор попросил аудиенции у Абдулатипова. «Президент должен решать кадровые вопросы республики!» – сказал Османов (подробнее о ситуации в ДГМА на ?? стр. – «ЧК»).

Абдулатипов, отвечая на вопрос, сказал, что претензий к ректору ДГМА не имеет, а наоборот, уважает его и ценит. «Если бы я не хотел, чтобы вы работали в качестве ректора, я бы не стал вас рекомендовать на эту должность. Претензии к вам – это не мои претензии, а правоохранительных органов. Вмешиваться в их деятельность я не собираюсь. Решайте свои проблемы с ними...» – в славных традициях Белого дома середины 1990-х ответил кандидат в главы Дагестана.

Кандидаты в президенты справились с поставленной задачей...

 

Конкуренты

 

Выступления соперников (а выборы подразумевают хотя бы формальное соперничество) – Малика Баглиева и Уммупазиль Омаровой – прошли в более скоротечном режиме. Формальная программа, формальные вопросы…

«Дагестанцы должны стремиться к тому, чтобы наша республика стала регионом с высоким уровнем жизни… Обеспечение благоприятного налогового климата и создание новых высокотехнологичных рабочих мест… Одной из основных проблем в республике является коррупция, которая стала массовой… Особое внимание стоит уделить развитию сельского хозяйства, возрождению традиционных отраслей, в том числе рыбного хозяйства, производству строительных материалов и изделий народно-художественного промысла… Всё это, в принципе, уже заложено в приоритетных проектах врио президента Дагестана Рамазана Абдулатипова», – сообщил Баглиев.

«Экономическое развитие республики должно быть социально ориентировано, обеспечивая право граждан на достойную жизнь… Мы должны избежать увеличения разрыва между богатыми и бедными… Существующая угроза терроризма снижает уровень инвестиционной привлекательности региона. Мероприятия по профилактике и противодействию этому явлению должны включать, наряду с силовыми и идеологическими мерами, решение наиболее острых социальных проблем. Только объединив наши усилия на основе конституционных идеалов – верховенства закона, защиты прав и свобод человека, – мы сможем решить стоящие перед Дагестаном проблемы», – заметила Омарова.

После кандидатов со словами поддержки Абдулатипову к трибуне вышел Ильяс Умаханов. Сидевший в зале Сулейман Керимов свой обет не выступать публично не нарушил. Он и депутат Госдумы Магомед Гаджиев (как и многие другие депутаты) время от времени посмеивались над происходящим в зале.

Затем настала очередь выступлений представителей фракций. Первыми свою принципиальную позицию высказали коммунисты. Лидер фракции КПРФ, депутат НС РД Махмуд Махмудов, отметил: «Наша партия не предлагала и не выдвигала своих кандидатов. Мы считали и считаем, что такой вопрос должен решаться путём всенародных выборов. Но, тем не менее, в стороне оставаться от процессов не намереваемся». Махмудов заявил, что КПРФ поддержит Абдулатипова, и фактически пожаловался Хлопонину на процедуру выборов в Дагестане.

Лидер «Патриотов Дагестана» депутат НС РД Эдуард Хидиров говорил практически стихами (много цитировал поэта Расула Гамзатова). Он отметил, что у Дагестана есть два пути: путь терроризма и разрушения и путь формирования нового Дагестана. Тут внезапно выяснилось, что «Патриоты» (впрочем, как и коммунисты) изначально были за кандидатуру Абдулатипова и поэтому поддержат его.

Депутат НС РД Камил Давдиев, представившийся как лидер фракции «Справедливая Россия», тоже сказал много лестных слов в адрес врио и подчеркнул, что члены его фракции – «спутники Рамазана Гаджимурадовича».

Депутат НС РД от «Единой России» Нариман Асваров признался, что он впервые выступает с трибуны, и сказал слова поддержки Абдулатипову. Руководитель партии «Правое дело», глава администрации Кизилюртовского района Магомед Шабанов, до сих пор совмещающий работу в муниципалитете с депутатской должностью,  тоже поддержал Абдулатипова (хотя его партия выдвигала Уммупазиль Омарову). «Мы знаем, и он знает, что он уже президент республики, и результаты голосования это подтвердят», – сказал Шабанов и был прав.

Из 88 депутатов двое поддержали Омарову, а 86 – Абдулатипова. Баглиев не получил ни одного голоса! Даже от партии, которая его выдвигала… Отметим, что и за Омарову голоса отдали представители не выдвинувшего её «Правого дела», а другие депутаты (возможно, «протестный электорат»). Магомед Шабанов проголосовал публично, вычеркнув две фамилии в бюллетене, кроме Абдулатипова.

 

Назначения

 

После объявления результатов выборов прошла церемония вступления Абдулатипова в должность. Он принёс присягу и избавился от приставки «врио». Но на этом работа сессии не завершилась. В режиме нон-стоп НС РД переутвердило Абдусамада Гамидова в должности премьер-министра РД (перед вновь избранным главой РД правительство слагает свои полномочия).

А на следующий день появился указ об утверждении Ильяса Умаханова в качестве члена Совета Федерации – представителя исполнительной власти Дагестана.

Согласно действующему законодательству каждый кандидат в главы республики предлагает Народному собранию три кандидатуры в члены Совета Федерации – представителей Дагестана от исполнительной власти. Так, Рамазан Абдулатипов в качестве кандидатов в сенаторы предлагал Ильяса Умаханова (действующего члена СФ), депутата НС РД Тагира Исмаилова и депутата Госдумы Заура Аскендерова.

Другие претенденты на должность главы Дагестана также выдвигали своих кандидатов. Так, Уммупазиль Омарова предложила депутата горсобрания Дагестанских Огней Халида Аскендерова, директора кадетской морской школы-интерната Омарова Омара и Хаджимурада Шабанова (брат главы администрации Кизилюртовского района Магомеда Шабанова).

Список министра труда и соцразвития РД Малика Баглиева состоял из «патриотов»: депутатов НС РД Ибрагима КазибековаФикрета Раджабова и Мурадхана Хидирова. Отметим, что фамилии кандидатов в сенаторы общественность узнала лишь в вечер выборов главы республики…  

Номер газеты