[ Антикоррупционный батальон ]

Пока президент РД Магомедсалам Магомедов занимается созданием спецназа «О-800» для борьбы с преступностью в лесах, президент РФ Дмитрий Медведев создаёт антикоррупционный батальон для борьбы с преступностью в высших эшелонах власти. И, видимо, с этим и связаны последние кадровые перестановки в системе МВД Дагестана, которые, по замыслу медведевских батальонщиков, должны наконец-то положить конец тотальной коррупции в милиции. Назначение на должность нового руководителя УБЭП МВД РД Ахмеда Кулиева – это первое звено в цепи кадровых перестановок в системе МВД Дагестана.

Напомним, что бывший руководитель управления БЭП МВД РД Сааду Саидов ушёл с занимаемой должности ещё две недели назад (подробнее см. «ЧК» № 35 от 08.09.2010 г. – Прим. ред.) и теперь, судя по всему, будет развивать свой гостинично­-ресторанный бизнес в «Акаро». Что касается нового руководителя управления, то о нём мало что известно широкому кругу лиц. Ахмед Кулиев – человек непубличный и в обществе появляется редко. По национальности лезгин. Хладнокровен, жёсток, умён, стратег, аналитик. Коллеги характеризуют его как интеллектуала с конспирологическим мышлением. Мягко стелет, да жёстко укладывает. Как говорят, настоящий полковник! 
Многие считают Кулиева эфэсбэшником, внедрённым в МВД. Но в какой бы структуре он ни состоял, это не имеет никакого значения, поскольку перед ним стоит задача борьбы не с инакомыслием, а с реальными экономическими преступлениями. Это подтвердил и министр ВД Дагестана Абдурашид Магомедов, который на одном из последних совещаний заявил: «Экономическому блоку нужно полностью исключить факты проверок бизнеса без полного набора необходимых документов и доказательств о признаках совершения преступления. Собранный материал предоставлять мне лично и только после согласования проводить необходимые мероприятия». Судя по требованиям министра, можно предположить, что работа УБЭП в дальнейшем будет строиться именно в русле модернизации милиции-полиции «по-медведевски».
После недавней отмены меры пресечения в виде заключения под стражу за экономические преступления убэповцам придётся кропотливо работать, поскольку теперь предпринимателей бесполезно пугать заключением под стражу. Нужно будет процессуально доказывать свою профессиональную состоятельность, а не корочкой и погонами. Останется надеяться лишь на свой профессионализм.
 
Латентный бандитизм
 
Потребуется минимум год, чтобы оценить деятельность нового руководства УБЭП. Стоит отметить, что в своей прежней должности Кулиев так и не добился успеха на профессиональном поприще.
Все десять лет его руководства УБОПом были направлены исключительно на борьбу с инакомыслием, хотя управление создавалось для борьбы с организованной преступностью, в частности с бандитизмом.
В итоге количество экстремистов и террористов выросло, а разгул уголовного бандитизма в республике принял такой оборот, что даже президенту России Дмитрию Медведеву пришлось публично высказаться по этой проблеме. Все эти годыреальная борьба с оргпреступностью, можно сказать, не велась. В качестве подтверждения приведу статистику информационного центра МВД РД, согласно которой с 2005 по 2010 г. в Дагестане было возбуждено по ст. 209 УК РФ (бандитизм) всего 24 уголовных дела, 6 из которых следственными органами и судами были прекращены по различным основаниям.
Столь малое количество уголовных дел объясняется нежеланием оперативников связываться как с криминалитетом, так и фактами крышевания бандитских группировок милиционерами (см. подробнее на 6 стр.). Яркий пример такого рода преступников – каспийские вымогатели, державшие в страхе крупных предпринимателей города и милиционеров (см. «ЧК» № 29 от 30.07.2010 г. – Прим. ред.).
В Дагестане уголовный бандитизм приобрёл латентный характер, потому что бандитов прикрывают не только сотрудники правоохранительных органов, но и главы муниципальных образований вкупе с чиновниками. Поэтому руководству МВД РФ стоит назначать на эту должность человека с волевыми качествами, который, несмотря на давление одиозных глав муниципалитетов, собственных коллег из других подразделений и вышестоящих инстанций, будет привлекать к уголовной ответственности бандитов: бандитов в погонах, а также должностных лиц в органах власти, и просто бандитов (об одном из таких эпизодов сращивания криминала и милиции см. «ЧК» № 34 от 03.09.2010 г.– статью «Гвардейцы кардинала». – Прим. ред.) – по всей строгости закона.
 
Милицейский планктон
 
Ещё одной структурой, которая в ближайшее время сменит своего руководителя, станет, скорее всего, УСБ МВД РД. С момента создания УСБ МВД РД в 1998 г. его возглавляет полковник милиции Магомед Ахмедов .
Управление было создано с целью борьбы с преступившими закон сотрудниками органов ВД, предупреждения проникновения в ряды милиции преступных элементов, государственной защиты личного и руководящего состава МВД и т. п. Более десяти лет подряд деятельность управления была под пристальным вниманием вышестоящего руководства, однако кардинальных мер в сфере реорганизации не предпринималось.
Если оценивать деятельность УСБ в плане борьбы с оборотнями в погонах, то, безусловно, ведомство Магомеда Расуловича почти всегда занимало лидирующее место по ЮФО и СКФО. Однако количество задержаний оборотней вовсе не может свидетельствовать о качестве этой работы. Согласно официальной статистике МВД РД (см. таблицу), уэсбэшники задерживали в основном рядовых милиционеров, так называемый милицейский планктон. Были случаи привлечения к ответственности начальников ОВД, но они единичны.
 

 
Стоит отметить, что из всех задержанных милиционеров 34,93 % было оправдано. Причины известны. Это коррумпированность следственных органов и судей. С учётом того что около 40 % судей – бывшие сотрудники милиции, ожидать других результатов по приговорам и не стоило. Несмотря на отсутствие громких дел с задержанием высокопоставленных сотрудников МВД, замешанных в коррупции, работу управления по борьбе с преступниками в погонах можно назвать вполне эффективной.
 
Ченчик vs УСБ?
 
Что касается деятельности УСБ по предупреждению проникновения в ряды милиции преступных элементов и утечки информации, то тут дела обстоят намного хуже. Ни для кого не секрет, что некоторые сотрудники милиции сдают своих руководителей бандитам, сообщая последним местонахождение, телефонные номера, списки родственников и т. п. Эти данные преступники используют в последующем для отстрела милиционеров. Только в прошлом году было совершено 171 покушение, в результате которых были убиты 57 человек. Если говорить о банальных отстрелах бандитами сотрудников ППС и ДПС, то тут УСБ не может их предотвратить, так как покушения совершаются спонтанно, случайно.
Рядовой милиционер – это мишень, и его не нужно выслеживать. Что касается остальных покушений на высшие чины МВД, то ни одно из них не удалось предотвратить. Это обстоятельство не может не беспокоить начальника Главного управления МВД по СКФО Сергея Ченчика (на фото), которому приходится ежемесячно отчитываться перед министром ВД РФ Рашидом Нургалиевым о боевых потерях, тем более что они не в пользу милиционеров.
Эта статистика портит всю работу министерства по нейтрализации членов бандподполья. Ещё во время своего пребывания в должности заместителя начальника департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом Сергей Михайлович пристально следил за деятельностью УСБ, но тогда у него не было рычагов влияния. С приходом на новую должность перед ним открывается полный карт­бланш как по оперативной, так и по кадровой работе, где Рашиду Гумаровичу уже придётся прислушиваться к мнению своего подчинённого.
 
На что живём?
 
Если Ченчика интересует безопасность своих сотрудников, то рядовых дагестанцев интересует совсем другое. Каждый раз, когда совершается покушение на очередного высокопоставленного милиционера, в кадре телеэфира оказывается обстрелянная дорогая иномарка стоимостью от 20 до 100 тысяч долларов. Мы не умаляем героизм и самоотверженность погибших милиционеров, но тем не менее хотим знать: на какие средства они покупали эти машины, если ежемесячная зарплата начальников ОВД составляет не более 30 тысяч рублей, а у их подчинённых – 15-20 тысяч?
И ещё: на какие средства они строят дорогостоящие особняки стоимостью в несколько миллионов рублей? Или с молчаливого согласия государства в лице федерального центра им позволено нарушать закон взамен на борьбу с экстремизмом? Именно эти вопросы вызывают у граждан больший интерес, нежели очередное убийство бандитов во время спецоперации.
На наш взгляд, для того чтобы минимизировать коррупцию в системе МВД РД, необходимо:
а) вывести УСБ из ведения МВД в самостоятельную федеральную структуру;
б) охранять и одновременно привлекать к уголовной ответственности милиционеров – это абсолютно несовместимые функции. Поэтому полномочия УСБ по охране милиционеров от посягательств необходимо передать другой структуре. Можно создать отдельное управление по защите личного состава милиции с прямым подчинением МВД;
в) также необходимо расширить полномочия УСБ по сбору информации по нелегальным доходам милиционеров, в том числе наделить полномочиями сотрудников УСБ по прослушке телефонов сотрудников МВД без санкции суда;
г) в целях недопущения в милицию преступных элементов необходимо создать институт поручительства, когда при приёме на службу двое милиционеров будут поручаться за одного. Прописать в законе положение, согласно которому поручители обязаны уйти в отставку в случае совершения этим сотрудником противоправного деяния.
Номер газеты