Застывшие на пепле

В минувшее воскресенье в Ахвахском районе проходил этнокультурный фестиваль «Тархо» с участием главы республики Рамазана Абдулатипова. Буквально в нескольких километрах от места, в соседнем Цунтинском районе, зрели совсем другие настроения. Жители-погорельцы села Мокок акцией протеста отметили годовщину пожара, практически уничтожившего населённый пункт.

Погорельцы возмущены (на акцию собралось примерно 200 человек) бездействием республиканских и федеральных властей, которые не только не построили ранее обещанные дома, но и не выплатили соответствующие компенсации. По оценкам местного жителя Тагира Магомедова, село, вернее, то, что от него осталось, напоминает сирийский город Алеппо, разбомблённый авиацией и артиллерией.

Уже отчаявшись получить помощь, люди, по его словам, начали самостоятельно восстанавливать и отстраивать дома, нередко влезая в непосильные кредиты и долги. Всего, по разным оценкам, без крова остались порядка 700 человек, включая около 200 детей. После пожара люди разъехались по родственникам и знакомым в близлежащие сёла, а также города. Всё, что спустя год получили пострадавшие – это 5 тысяч рублей на каждого человека, но не более 25 тысяч рублей на семью.

После пожара на месте побывали несколько высокопоставленных представителей дагестанской власти во главе с Рамазаном Абдулатиповым. Каждый их визит, как правило, завершался обещанием помочь. Что говорить: два самых ключевых руководителя партии «Единая Россия», премьер-министр Дмитрий Медведев и зампредседателя Государственной думы Сергей Неверов (он с выездом на место), обещали оперативно помочь погорельцам – отстроить новые дома в течение 2,5 месяцев. Однако одним из существенных препятствий стало отсутствие у людей документов, подтверждающих право собственности на дома, и якобы этот фактор не позволил официальное оформление компенсационных выплат. Однако стоит напомнить, что в результате лесных пожаров в Забайкалье в 2015 году практически дотла выгорело несколько деревень и посёлков. С трудом верится, что жители глухих и таёжных деревень имели на руках весь пакет документов на свои дома. Тем не менее населённые пункты были не только восстановлены, но и с полной компенсацией потерянного имущества.

А самый последний аналогичный случай – это крупный пожар в Ростове-на-Дону. Не успели остыть угольки от огня, как пострадавшие уже получили единовременные компенсации в размере 20 тысяч рублей и, по всей видимости, могут ожидать полноценной поддержки от федеральных и региональных властей. 

Уж совсем невозможно себе представить, что случись подобная трагедия, скажем, в соседней Чечне, региональные власти позволили бы проблеме развиваться в течение года. Скорее всего, не позднее чем через полгода вместо руин встал бы современный посёлок с первоклассной инфраструктурой.

Видимо, под впечатлениями от подобных, мягко говоря, равноценных подходов к одной и той же проблеме погорельцы Мокока завершили акции протеста с принятием резолюции. В случае игнорирования требований о скорейшем решении вопросов с компенсациями (срок до 21 сентября) они готовы пойти на крайние меры – объявить голодовку и выехать в Москву для организации протеста поближе к федеральному руководству. ]§[

Номер газеты