Начало уходящей недели Махачкала в очередной раз встретила под звуки акции протеста. Около 60-ти родственников и близких похищенного 23 августа жителя столицы Шамиля Абдурашидова устроили в понедельник два пикета с требованием найти и вернуть его семье.
О местонахождении и судьбе Шамиля Абдурашидова ничего не известно с полуночи 23 августа, когда около восьми-десяти вооружённых людей в камуфляжной форме и масках на двух отечественных автомобилях (одна из них – серебристая «Приора») подрезали его машину, а затем, как свидетельствует младший брат Шамиля, Хизри, с применением силы увезли в неизвестном направлении. «Избив кулаками и прикладами автоматов, похитители закинули его в свою «Приору» со ставропольскими номерами и уехали по улице Агасиева», – помнит происходившее Хизри и утверждает: «В ту ночь я выехал следом за братом и после похищения некоторое время ехал за этой «Приорой», но потом одна из их машин развернулась и даже начала преследовать меня».
Через 4 часа (в 5 утра) силовики произвели обыск в доме бабушки похищенного, в посёлке Тарки, однако ничего противозаконного не обнаружили. Утром родственники отправились в Советский РОВД, но там, утверждает Хизри, у них не приняли заявление о похищении. Через знакомых в правоохранительных органах удалось запеленговать сигнал с телефона, хотя и выключенного, Абдурашидова. Через сутки после похищения трубка находилась возле села Красноармейского, в районе так называемого Кирпичного посёлка, где, по словам местных жителей, периодически базируются подразделения силовиков.
В 10 часов утра люди начали собираться у Русского театра. После часа простоя митингующие планировали выйти на улицу Гамзатова и пройтись, скандируя лозунги, однако член Общественной палаты РД Абсалитдин Мурзаев отговорил их от противоправных действий. Вместо этого они направились к зданию республиканской прокуратуры. Супругу и тётю похищенного приняла помощник Прокурора РД Аминат Каримова. Туда же приехал и начальник Советского РОВД Макмун Абдулатипов. По словам женщин, руководство ведомства обещало помочь найти их родственника. На этом люди тихо-мирно разошлись, но…
Комментарий «ЧК»
… Где гарантии того, что не соберутся снова? Где гарантии того, что их место не займут родственники сотен других похищенных в республике людей? По нашим подсчётам, только за первые 6 месяцев этого года в Дагестане похищены 68 человек. Семерым из них удалось живыми и относительно невредимыми вернуться домой. Более десяти позднее были найдены убитыми (застреленными, подорванными, замученными) в разных частях республики. О судьбе большинства из них до сих пор ничего не известно. Вместе с тем складывается ощущение, что ни руководство республики, ни тем более федеральный центр не задумываются над двумя вопросами: полезна или вредна реакция мирных граждан на похищения в Дагестане для позитивной репутации республики и страны в целом? Именно МИРНЫХ. Если ещё несколько лет назад митинги против похищений ассоциировались с мужчинами с длинными бородами и женщинами в хиджабах (что очень нервировало руководство РД и силовые структуры), то сегодня в карусель репрессий завлекается всё больше разных социальных слоёв: предприниматели, интеллигенция, работники и жители сёл. Всё больше в подобных митингах звучат призывы к законному, судебному разбирательству, в чём бы ни подозревались их близкие.
А руководству республики остаётся только демонстрировать ограничительную силу, чтобы заверить центр в наличии контроля над ситуацией и отсутствии мнимой неуверенности.
Однако те, кто взмучивает и без того мутную среду в Дагестане (как правило, обособленные подразделения федеральных органов власти силовой направленности), могут довести тех самых МИРНЫХ до крайней точки кипения.