Глава администрации села, все сельские депутаты и почти всё население – в таком составе в среду в селе Самур (Магарамкентский район) состоялся очередной сход жителей. Их протест против бурения артезианских скважин в непосредственной близости от села и реликтового Самурского леса завершился временным перемирием. Заключение пакта наблюдали и корреспонденты «Черновика».
Точное количество проведённых в последнее время сельских сходов по этой теме подсчитать трудно, но самый памятный, напомним, прошёл 11 декабря. Для разгона пятидесяти местных жителей власти бросили около 250 сотрудников полиции, в том числе ОМОН. В отдел Магарамкентского РОВД были доставлены 19 человек. Все они были приговорены к административному аресту от 1 до 10 суток. Предпоследний арестант вышел на свободу во вторник. Последний, депутат районного собрания, Магомеданифа Бейбутов, ещё остаётся под стражей. Реакцией на действия полицейских стал отказ жителей села отпускать своих детей в школу. В ответ, признаются люди, руководство РОВД начало пугать их. «Полицейские ходили по домам и говорили, что если не прекратим митинговать, то подбросят нам наркотики и патроны и арестуют. Это говорили лично и. о. начальника РОВД Мурадхан Касумов и его заместитель, Гамлет Эфендиев», – рассказывают люди. Ситуация зашла в тупик.
Но отступать никто не собирался. По нашим предварительным подсчётам, в центре Самура в этот день собралось свыше трёх тысяч человек. Народ стоял без транспарантов и плакатов, но главный их (устный) лозунг – «Не позволим уничтожить Самурский лес и оставить село без воды». В тот же день в селе состоялось внеочередное собрание депутатов, на котором было принято единогласное решение – «пока не будет проведена независимая экспертиза проводимых работ и заключён договор с местным населением, требуем остановить все работы». Глава Самура Мусабег Раджабов не скрывает того, что находится во главе протестного движения: «Я всенародно избранный человек, мне доверили это село. Почему я не должен быть с народом? Руководству района это, конечно, не нравится».
По словам Казима Казимова (30 лет проработал главным лесничим в Самурском лесу), организаторы работ врут, когда говорят, что будут брать воду из 60-метровой глубины: «Они будут бурить максимум на 45 метров. Забор воды из такой глубины тут же скажется на наших колодцах и состоянии всего леса. Ясное дело, что это поверхностные воды».
После нескольких выступлений люди решили пройти маршем до места проведения буровых работ, чтобы вручить представителю строительной организации ООО «Диоген» свой ультиматум. В это время на большой скорости в центр села заехал полицейский УАЗ. Из него вышел заместитель начальника местного РОВД Гамлет Эфендиев и попытался преградить народу дорогу. Не сумел. Пригрозив, что «там» людей встретят, он уехал. Через полчаса многотысячная толпа уже стояла напротив строительного городка, а напротив цепью расположился отряд полицейских с автоматами. Раджабов в сопровождении сельских депутатов смог пройти к строителям и вручить им бумагу.
Глава сказал им, что больше сдерживать народ не будет и не сможет. Там же была достигнута договорённость о том, что все работы приостанавливаются на неделю, в течение которой руководство подрядной организации встретится с председателем правительства республики. «Если и тогда не будет результата, то вопрос будут решать сами люди», – сказал глава Самура. Одна из женщин тут же добавила: «Возьмём в руки вилы и пойдём туда».
В последние дни Интернет гремит новостями о ситуации в Самуре. Однако часть наших коллег не совсем верно преподносит истинную суть проблемы. На самом деле люди протестуют не столько против возведения водопровода, сколько против бурения артезианских скважин, в результате чего может резко снизиться уровень подземных вод. Это, во-первых, приведёт к гибели лианового леса, во-вторых, повлияет на снижение воды в колодцах местных жителей. Отметим, что единственный источник воды в селе – это колодцы. Рытьё каждого из них обходится местным жителя от 80 до 150 тысяч рублей. В 2007 году для решения проблемы хозяйственно-питьевого водоснабжения Дербента ГУП РЦ «Дагестангеомониторинг» выполнило оценку запасов питьевых подземных вод в количестве 100 тысяч кубометров в сутки. Эта же организация ранее проводила экспертизу и вынесла вердикт, что строительство водопровода не представляет каких-либо экологических и иных угроз. Основным потребителем воды в случае реализации данного проекта станет не только ныне наличествующее население Дербента, но и целый ряд окрестных поселений. При этом точное количество планируемых скважин неизвестно. По одним данным, их будет 10, каждая глубиной 53–65 метров при среднем расстоянии между ними 100 метров. По другим, неофициальным, – свыше 200. Территория, выделенная под работы, охватывает площадь 28 гектаров. Расчётный срок эксплуатации скважин – 27 лет. Ещё люди вполне справедливо интересуются: «Почему они не берут воду ниже по течению Самура?» Ранее прибрежная часть территории Самурского заказника находилась в подчинении федерального агентства по лесному хозяйству. В 2010 году его передали на баланс республиканского ведомства. В черте заказника нельзя возводить какие-либо объекты без проведения экологической экспертизы. А она проводится только в Москве. Решение этой проблемы в Правительстве РД нашли более чем простое: координаты будущих скважин переместили за пределы заказника, и теперь вопрос решается не только на республиканском, но и муниципальном уровне. На фоне этого, мягко говоря, удивляет позиция руководства Магарамкентского района. Глава МО Фарид Ахмедов, по признанию людей, ни разу не интересовался их проблемами. Во время последнего разгона сельского схода в селе находился глава администрации района Мусаэфенди Велимурадов. Он со стороны наблюдал, как избивают и задерживают активистов схода.
По нашим данным, одним из главных лоббистов проекта по бурению скважин является министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов. Если верить словам нашего источника в Магарамкентском районе, он вложил в реализацию проекта собственные 60 млн рублей. Есть сведения, что часть добываемой воды будет бутилироваться и пойдёт на реализацию.
«Это пока революция 1905 года. Вот когда мы останемся без воды, начнётся революция 1917-го. И тогда никому мало не покажется», – выговорил один самурец в момент нашего отъезда.
- 10 просмотров