Прошедшую неделю развивалась история десяти молодых людей, убитых 17 сентября в ходе спецоперации в Сулейман-Стальском районе. Всё это время родители убитых добивались от правоохранительных органов выдачи тел своих детей для погребения.
В пятницу, 19 сентября, порядка 40 родственников убитых устроили у здания прокуратуры РД небольшой пикет с требованием принять их и выслушать. После нескольких часов ожидания женщины (мужчины остались на улице) пробились на территорию прокуратуры, где были встречены помимо остальных и прокурором РД Игорем Ткачёвым. Он, сославшись на то, что делом занимается СУ по РД СК при прокуратуре РФ, ушёл, призвав всех к спокойствию. Руководитель СУ Дагестана Касумбек Амирбеков отказался встретиться с собравшимися, хотя именно с ним пикетчики требовали встречи. Вечером люди разошлись, пообещав собраться на следующий день.
Общее мнение родителей сводилось к тому, что убитые были ни в чём не повинны: «Силовики могли взять их в плен. Ребята были в лощине, их могли окружить и вызвать родителей для переговоров. Им не дали шанса. Наверное, правоохранительным органам это выгодно, они получают за это деньги. Задержав их, они получили бы больше информации».
По словам собравшихся, за день до пикета тело одного из убитых отдали родным. Тому способствовали связи родителей в Москве. Хотя, по неподтверждённым данным, за выдачу тела заплатили 800 тыс. рублей.
Заид,отец убитого Шамиля Заидова,поделился своими возмущениями: «Почему выдали тело только одного? Если он не террорист – отдайте тогда всех. Вчера приходили посредники якобы из прокуратуры и за 300 тыс. рублей предлагали решить вопрос выдачи тел. Мы не согласились. Что нам нужно сделать, чтобы нас приняли: перекрыть дорогу?»
Все убитые проживали в Дербенте, были знакомы между собой ещё со школы. 2 июля, по рассказам родственников, в Дербенте после свадьбы произошла драка, в которой убили молодого человека. Его родные пообещали отомстить всем участникам драки. На следующий день четверо из них, опасаясь мести, убежали из дома. Остальных, как говорят родственники, стали вызывать на допросы, где им угрожали, требуя выдать местонахождение друзей. Тогда, по словам родных, поочерёдно ушли «в лес» и остальные четверо.
Дядя покойного Забида Асланбекова рассказал: «Племянник оказался последним, кто убежал. До этого его вызвали в «шестой» отдел, где угрожали, что посадят на бутылку, будут мучить колючей проволокой, если не сознается в убийстве. С тех пор мы его не видели. Вскоре пошли слухи о том, что он “в лесу”».
По словам дяди, «третий день нас футболят. Следователь, расследующий дело, сказал, что пятеро из десятерых убитых ни в чём не замешаны и их тела можно выдать, остальных ещё нужно проверить. Узнав про это, Касумбек Амирбеков дал указание захоронить тела втайне от родителей». Говоря о самой спецоперации, собеседник сообщил: «Участвовавшему в операции спецназу был отдан приказ на уничтожение, никаких переговоров. Поэтому племянника убили не у «газели», а в 800 м от места боя. Оказывается, он, раненный, бежал в находившееся рядом село, а его там добили».
Напомним, что спецоперацию провела ФСБ России в тесном взаимодействии с МВД по РД. Так, по данным ФСБ Дагестана, 17 сентября передвигавшиеся на «газели» остатки групп ликвидированных ранее, 7 сентября, лидеров НВФ Ильгара Моллачиева и Эмирбека Рагимханова попали в засаду. В ходе боя 10 членов НВФ были убиты, погиб и один боец спецназа ФСБ. С места операции силовики изъяли оружие и боеприпасы, а также несколько самодельных взрывных устройств. По окончании активной фазы в дагестанском УФСБ заявили: «Ликвидированные боевики планировали захват одной из сельских школ. А все убитые находились в розыске за многочисленные теракты и посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов».
День второй
На следующий день, в субботу, 20 сентября, собравшихся у прокуратуры РД пикетчиков встретили наряды милиции, которые «попросили» всех разойтись. В Советский РОВД Махачкалы были доставлены лидеры общественного объединения «Матери Дагестана за права человека» Гюльнара Рустамова и Светлана Исаева, прибывшие к прокуратуре поддержать пикетчиков. При этом, по словам активисток комитета, в ОВД на них хотели составить протокол об административном правонарушении за организацию пикета.
В этот же день родители готовили жалобу в суд о незаконности предъявления убитым обвинения по ст. 205 УК РФ (террористический акт). Родственники убитых убеждены, что за ребятами нет преступлений террористического характера. Более того, родители утверждают, что их дети даже не были в розыске, поэтому как их можно объявлять террористами и поэтому не выдавать тела?
И всё же активные действия родственников не дали результатов: трупы тайком захоронили на одном из кладбищ Махачкалы.
Гюзель, мать убитого Гаджибека Велибекова,сообщила, что родные нашли место захоронения – это район Новой автостанции: «Кто-то даже успел выкопать тела своих ребят, а остальным это сделать не дали».
В республиканском МВД, куда мы обратились за информацией о преступлениях, которые числятся за убитыми, нам сообщили следующее: руководил ликвидированной группой Закир Новрузов. Он попал в поле зрения правоохранительных органов в январе 2008 года как лицо, исповедующее нетрадиционное течение в исламе (ваххабизм), призывал к джихаду и уничтожению сотрудников правоохранительных органов, являлся активным участником диверсионно-террористических групп (ДТГ), действующих на территории Южного Дагестана.
Тимур Гаджиев вошёл в состав ДТГ после участия в массовой драке 2 июля 2008 года в Дербенте, в результате которой был убит Уллубий Рагимов. Примеру Гаджиева последовали братья Рамазановы – Фарид и Мадрид, – а также Гаджибек Велибеков: все четверо участвовали в этой драке.
Рустам Аллахкулиев являлся активным членом ДТГ, обеспечивал группу продуктами питания.
Аслан Гаджибеков оказывал содействие членам ДТГ, обеспечивая их транспортом.
Шамиль Заидов принимал участие в нападении на пост милиции.
Ещё два убитых парня – Рамиль Новрузов и Сабир Асланбеков –оказывали содействие ДТГ и входили в её состав. Также у МВД есть видеозаписи, сделанные на сотовый телефон, где эта группа держит в руках оружие и призывает к джихаду. Однако какие конкретно преступления числятся за этой ДТГ, в справке МВД не поясняется.
В МВД заверяют, что с родителями убитых ребят проводились встречи, где им предлагалось склонить детей к добровольной явке в правоохранительные органы.
P. S. На этой неделе появилась информация и о выкупе родными тел убитых в ходе спецоперации 4 сентября в Хасавюрте. По неподтверждённым данным, в общем за тела было заплачено 2 млн рублей. Напомним, что в ходе этой спецоперации были убиты лидеры НВФ Асхаб Бидаев, Камал Устарханов и Сулейман Аджиев.
Номер газеты
- 5 просмотров