30 ноября в Москве, после заслушивания ежегодного Послания Президента страны Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ, глава Дагестана Магомедсалам Магомедов провёл встречу с дагестанцами, представляющими республику в Федеральном собрании страны.
После её завершения депутат ГД РФ Ризвангаджи Исаев выступил с заявлением об участии в инвестиционной жизни республики, в частности, о возможном размораживании некогда нашумевшего в Дагестане проекта «Немецкая деревня». Депутат сказал следующее: «В Дагестане, к сожалению, реализация этого проекта зашла в тупик. В него были вложены значительные средства инвесторов, но бывшее руководство республики не выполнило своих обязательств по участию в реализации этого проекта. Проект, который имеет огромное экономическое значение для республики, был сорван. Новое руководство республики делает конкретные шаги навстречу бизнесу с целью привлечения в республику инвестиций. И инвесторы готовы продолжать реализацию этого проекта, только уже без громких чиновничьих обещаний, а на основе чётких договорённостей и гарантий. Если новое руководство республики сможет вернуть доверие инвесторов, то есть надежда, что «Немецкая деревня» станет ещё одной вехой в развитии Республики Дагестан».
Причин несостоявшихся вложений в «онемечивание» 300 тысяч кв. м прибрежной дагестанской земли называлось немало. Это и банальная нестыковка мнений инвестора и прежнего руководства республики – Муху Алиев и Исаев не раз обменивались взаимными обвинениями вокруг нерешённых вопросов собственности на землю и на производственные объекты. Это и протестные настроения части жителей Карабудахкентского района, считавших выделенную территорию под проект землёй своих предков. Ну и нагрянувшие мировые финансовый, а затем и экономический кризисы.
Не станем сейчас анализировать эти причины, но, на наш взгляд, если проект «Немецкая деревня» и получит второе дыхание, то он будет экономически невыгодным. Проект, рассчитанный на 25 тысяч жителей, назовётся деревней чисто условно. Это будет уже небольшой город, у которого и потребности будут не деревенские, а городские.
Чем будет питаться коммунальная инфраструктура европейского строительного чуда в Дагестане? Ближайшая водная артерия республики – река Сулак – протекает в 70 км от Немецкой деревни. Можно, конечно, предположить, что «деревня» «присосётся» к махачкалинской трубе, но ведь ни для кого не секрет, что обветшалая гидросистема столицы не обеспечивает в полном объёме и потребности самих горожан. Единственным вариантом обеспечения «деревни» водой остаётся один из двух миатлинских водоводов. Строительство данных водопроводов окутано такой завесой, что вода из этих труб обходится махачкалинцам в 3 – 4 раза дороже, чем из КОРа. Пройдя ещё 20 км от столицы до будущих обитателей чуда-деревни, вода, несомненно, вырастет в цене.
Сулак жизненно необходим для будущей «деревни» и с точки зрения электроэнергетики, поскольку Чирюртовская ГЭС – единственная близко расположенная к объекту станция. Можно, конечно, допустить вариант «врезки» «деревни» в столичные электросети, но это опять-таки лишит махачкалинцев и без того недостающего света в домах. В розетках любого жителя столицы, в лучшем случае, «наберётся» от 180 до 200 вольт напряжения, потому что сегодня, согрев «лапу» чинуше горэлектросетей, можно подключить к линиям электропередач любой объект, будь то частный дом или магазин. Главное после этого – исправно отстёгивать на карман тому же сотруднику – и можно жить при «свете и тепле».
Строительство же отдельной ветки электросетей до «Немецкой деревни» станет невероятно дорогим удовольствием. Прокладка только 3 км кабельных сетей ЛЭП сегодня обходится в 27 млн рублей, а воздушные ЛЭП обойдутся немногим меньше.
На наш взгляд, оптимальным и экономически обоснованным было бы строительство «Немецкой деревни» на северозападной окраине Махачкалы, куда и миатлинская вода подведена, и прокладка электросетей обошлась бы не так дорого. В противном случае данный инвестпроект рискует погрузиться во второй ледниковый период.
Номер газеты
- 2 просмотра