Накренилось следствие

Во вторник, 6 мая, Советский суд Махачкалы оправдал обвиняемого в связях с боевиками врача-анестезиолога Марата Гунашева. Спустя почти полтора года после своего ареста он вправе рассчитывать на полную реабилитацию. Врач вышел на свободу, но какой ценой…

Не будет преувеличением сказать, что в республике и в целом по стране не было средства массовой информации, хотя бы раз не освещавшего ситуацию вокруг ареста врача махачкалинской больницы.

Напомним, Марат Гунашев (на фото) был задержан на рабочем месте в ноябре 2012 года с применением физической силы. Очевидцами захвата стали многочисленные коллеги врача, которые, не понимая, что происходит (группа захвата была в штатском), даже пытались помешать им. Практически одновременно в другом кабинете аналогичным образом взяли ещё одного сотрудника больницы, Шамиля Гасанова. В тот же день стало известно, что обоим шьют одну из самых тяжёлых и распространённых статей УК РФ в современном Дагестане – пособничество боевикам. Однако в тот же день Гасанов был убит. По утверждению силовиков, он начал стрелять по ним из пистолета во время обыска в его квартире. А как утверждали родственники убитого, оперативники избивали и пытали Гасанова в течение нескольких часов и, получив необходимую информацию, сами застрелили. Некоторые источники, видевшие тело врача, говорили, что оно практически было без головы. Были предположения, что он умер от разрыва ручной гранаты, которую ему закинули.

С этих пор следствие разрабатывало и не исключено, что обрабатывало только Гунашева. Большую часть времени ареста он пробыл в СИЗО Владикавказа, откуда чаще приходили неутешительные для родственников сообщения о частых избиениях и пытках. По крайней мере отец Марата Камиль Гунашев заявлял об этом в своих выступлениях на различных митингах и встречах правозащитников. Тем не менее, как теперь ясно, врач не оговорил ни себя, ни других. По-видимому, не дошли до адресатов и многочисленные письменные обращения отца в адрес первых лиц государства и правоохранительных структур.

Отметим, что, по версии следствия, Марат Гунашев оказывал боевикам врачебную помощь. Закрепляли сыщики свои предположения тем, что он якобы провёл операцию по изъятию пули лидеру гимринского джамаата Ибрагиму Гаджидадаеву (убит во время спецоперации в марте 2013 года), который был ранен во время покушения в феврале 2010 года на начальника УВД Махачкалы Ахмеда Магомедова. Напомним, полковник вместе с водителем и двумя охранниками погиб после обстрела из пулемёта.

По большому счёту никаких других обвинений врачу не инкриминировали, тем не менее, следствие упорно придерживалось обвинительной тактики. Примечательно, что за весь период материалы дела Гунашева передавались разным следователям, и каждый из них по-своему раскручивал ход следствия, но, как правило, с жёстким обвинительным креном.

После оправдательного приговора Марат Гунашев вправе ждать своей полной реабилитации. И моральной, и материальной. Как с первой, так и со второй, надо признаться, будет нелегко. Однако теперь государству придётся отвечать (финансово) не только за надломленное психологическое состояние врача, но и, скорее всего, за подорванное здоровье. Учитывая время, проведённое Маратом Гунашевым в следственном изоляторе, если адвокаты сумеют воспроизвести нанесённые ему физические травмы, сумма компенсации может составить не один миллион рублей. И всё это по вине…  

Номер газеты