[ ИВС. Палата №? ]

Игорь Тонконогов, задержанный 9 авгу­ста сотрудниками МВД по РД после про­ведения у него обыска и объявленный МВД по РД участником орггруппы, со­вершившей убийство начальника Махач­калинского отдела УБОП Магомедхабиба Абдулкадирова, частично лишился рас­судка, не пробыв под стражей и месяца.

Тонконогов был задержан 9 августа 2008 года с формулировкой «за хранение гранаты», которую проводившие у него дома обыск со­трудники УБОП МВД по РД обнаружили, как пи­сал ранее «ЧК» (№ 33 от 15 августа), букваль­но в куче нижнего белья его матери Айши. По словам женщины, гранату подкинули с тем, чтобы найти формальные основания аресто­вать сына. Тогда, после задержания, в МВД Дагестана заявили и о причастности молодого человека к убийству 30 июля начальника меж­районного ОБОП по Махачкале подполковника Магомедхабиба Абдулкадирова.
Сейчас психическое состояние Тонконогова вызывает опасение. Поначалу задержанный отрицал свою вину и причастность как к убийству милиционера, так и к гранате. И вдруг Тонконогов стал наговари­вать на себя, заявляя прямо противоположное: о причастности к убийству Абдулкадирова и о том, что он подручный Омара Шейхулаева (по данным МВД Дагестана, лидер НВФ, действую­щего на территории Махачкалы).
Адвокат Тонконогова Абдула Магомедов обратился с ходатайством о назначении судебно-психиатрической экспертизы с целью установить психическое состояние, так как есть сомнения во вменяемости Тонконогова. Из этого ходатайства следует: «Тонконогов проявляет признаки болезни Паркинсона, ведя себя неадекватно, то пребывая в хорошем расположении духа, крайне легко и с иронией воспринимая вероятные последствия уголов­ного преследования и наказания за особо тяж­кие преступления, то впадает в депрессивное состояние, проявляя враждебность к родите­лям и защитнику и необъяснимую лояльность и симпатии к оперативникам, систематически оказывающим психическое давление на него».
Мать Тонконогова комментирует ситуацию так: «Я просто в шоке от того, что проис­ходит. До того как сын был задержан, он был вполне нормальным и никаких признаков на­рушения психики у него не было, а теперь то, что он себя оговаривает, – это результат оказываемого на сына давления. К нему в ИВС постоянно приходят люди и угрожают. По­сле угроз он сразу же пишет явку с повинной. Я не понимаю, как нужно воздействовать на человека, чтоб так сломать. Ведь он ранее, когда рассматривалось дело о гранате, воз­мущался этим безобразием – тем, что под­бросили гранату, – а теперь он полностью изменился, стал со всем соглашаться».
Как сообщило МВД Дагестана, в прошедший четверг, 28 августа, в ходе расследования уго­ловного дела по факту убийства Абдулкадирова сотрудники МВД «обнаружили взрывное устройство, принадлежащее Тонконогову» (цитата из сводки МВД Дагестана. – Прим. ред.). Бомба была обнаружена в Махачкале на территории гаражного кооператива «Жигули» по ул. Чернышевского. Позднее она была обезврежена взрывотехниками УФСБ РФ по РД.
В МВД заявили, что обнаруженная бомба – одна из трёх, приготовленных членами группы Омара Шейхулаева (первая была обнаружена и обезврежена 21 июля у со­вместного здания Управлений Федерального казначейства и Федеральной налоговой служ­бы по Дагестану).
Тонконогов – не первый, для кого контакт с сотрудниками правоохранительных органов обернулся потерей рассудка. Так произошло с Ханали Умахановым, задержанным, а впослед­ствии оправданным по обвинению в теракте 9 мая 2002 года в Каспийске. Впоследствии он отсудил у государства 3 млн рублей в качестве компенсации вреда, причинённого в результа­те незаконного привлечения его к уголовной ответственности. В ходе следствия Умаханов был помещён в больницу для установления его вменяемости. По словам родных, жесточайшие пытки, которым подвергли его правоохраните­ли, довели задержанного до потери рассудка.
0 потере рассудка заявили и родственники Германа Хидирова, задержанного 13 марта 2008 года за хранение гранаты. Проблемы со здоровьем у Хидирова начались после психи­ческого воздействия со стороны правоохра­нителей уже после задержания.

Номер газеты