[ И вам имам... ]

В среду, 1 июля, в местности Кара-Тюбе, Бабаюртовского района, произошла массовая драка между последователями шейха Саида-афанди Чиркейского и верующими, не являющимися мюридами шейха («джамаатовскими», салафитами).

Кара-Тюбе – это земли отгонного животноводства Бежтинского участка, на которых живут в основном цунтинцы (порядка 70 хозяйств).
Как говорят местные жители, раскол между земляками произошёл ещё во время выборов главы Цунтинского района. Сторонники Саида-афанди поддерживали действующего главу– Гусейна Магдиева,а «джамаатовские» – его соперника – Шамиля  Гусейнова.
Раскол перекинулся и на духовную сферу: «джамаатовские» перестали делать намаз за новым имамом мечети – ставленником Духовного управления, так как, по их словам, он говорит, что шейх сможет спасти кого-либо после смерти от ада, следовательно, намаз за ним недействителен. Правда, взаимная неприязнь у обеих групп не доходила до открытого конфликта. Салафиты ждали, пока суфии сделают намаз, и потом делали его отдельно от них. На пятничную молитву «джамаатовские» не ходили.
1 июля джамаат из числа салафитов, как обычно, подождал, пока мюриды сделают намаз, и приступил к своему. Однако во время молитвыставленник ДУМД имам Асадулла Магомедовначал громко читать Коран, тем самым сбивая молящихся. После намаза один из молившихся подошёл к нему и сделал замечание, на что имам отреагировал неадекватно. Как считают оппоненты ДУМД, действия имама – всего лишь повод, так как на улице салафитов уже поджидали мюриды, настроенные на потасовку. Она и произошла, а затем переросла в драку. Местные милиционеры объясняли представителям нетрадиционного ислама, что «всё понимают, но ничего поделать не могут». «Это потому, что нас всех заклеймили как ваххабитов», – говорит житель кутана Ахмед Магомедов. «Они даже своих женщин и детей против нас настраивают, – сетует другой цунтинец – Халид Ахмедов.–На пьющих, курящих они даже внимание не обращают, лучше бы их к исламу призывали, чем за нами следить. В Дагестане так уже повелось: если устаза не признаёшь, то ты экстремист».
2 июля представители конфликтующих сторон были приглашены на разговор с участием представителей местной милиции, ФСБ и прокуратуры. «Джамаатовских» попросили делать намаз за действующим имамом, на что те ответили отказом.
По словам представителей джамаата, милиция по отношению к ним относится предвзято: составляет списки, опрашивает соседей, пытается выяснить, что находится у тех в домах. «Мы ведь от них ничего не хотим, пусть просто оставят нас в покое! Зачем нам насильно навязывать своего шейха?!» – поды-тожили каратюбинцы.
В ДУМД, куда мы обратились за комментариями, сказали, что ничего не слышали об этом конфликте. А на вопрос, какие меры управление принимает ввиду растущей напряжённости между традиционалистами и фундаменталистами, ответили, что никакой напряжённости нет.
 
Комментарий ЧК
 
Нам бы тоже хотелось, чтобы в среде верующих Дагестана не было никаких конфликтов и мусульмане республики относились друг к другу, как братья. Но неприязнь между салафитами и мюридами тем не менее существует. Вспомнить хотя бы недавние случаи: погромы мюридами исламских магазинов, принадлежащих салафитам, и конфликт в Буйнакске, где салафиты решили проводить пятничный намаз в отдельной мечети.
У истоков этого противостояния стоит политика ДУМД, которое с 1999 года активно обливало грязью ваххабизм, а вместе с ним и салафизм. Часть населения удалось настроить против салафитов, но тех лишь стало больше. В селении Кара-Тюбе, кстати, ваххабитом считают любого, кто не признаёт шейха Саида-афанди. Точку в конфликте может поставить то же самое духовенство, которому на совете алимов (настоящих, а не ангажированных) следовало бы, по правилам шариата, разобраться во взаимных претензиях представителей обоих течений и прийти наконец к пониманию.

 
«ДУМД продолжает политику замены имамов мечетей, преподавателей и руководителей в исламских учебных заведениях на мюридов Саида Апанди Ацаева. Совет алимов Духовного управления принял решение о замене всех имамов мечетей, не имеющих высшего духовного образования, на выпускников контролируемых университетов: им. С. Кади в г. Буйнакске, им. С. Кади в с. Комсомольское, Кизилюртовского paйона. Данное обстоятельство вызывает недовольство местных джамаатов тем, что вновь назначаемые имамы являются исключительно мюридами Саида Ацаева и Арсланали Гамзатова».
(Из доклада зампредседателя Комитета по делам религий Правительства РД Кафлана Ханбабаева «ДУМД в условиях модернизации дагестанского общества», 2004 г.)
Номер газеты