В буквальном смысле взрывной оказалась ночь со среды на четверг в столице республики. С интервалом в пять часов на улице Дахадаева, в центре Махачкалы, прогремели два взрыва. А спустя ещё 15 минут взорвалась третья бомба. В результате на месте погибли четыре человека, в том числе офицер МВД Дагестана. Ранения различной степени тяжести получили 43 полицейских и 19 случайных прохожих. Состояние четверых раненых оценивается как крайне тяжёлое.
Начало кровавой драмы было положено в 19:30. Недалеко от пересечения улиц Дахадаева и Батырая в воздух взлетел автомобиль ВАЗ-2109 серебристого цвета. Мощность бомбы составила 5 кг в тротиловом эквиваленте. Но взрыв был такой силы, что девятку разорвало на части. А передок вместе с двигателем отбросило на 10 метров на другую сторону улицы. По разным данным, в момент взрыва в машине находились от 2 до 3 человек. Все погибли. То, что смогли увидеть мы – это сильно разорванный труп одного из них. От второго только лишь фрагменты тела. С самого начала правоохранительные органы предположили, что погибшие являлись боевиками, готовившими крупный террористический акт в Махачкале. А самопроизвольный взрыв бомбы якобы нарушил их планы. Характер повреждений легковушки показывал, что взрывное устройство, скорее всего, было прикреплено к днищу машины, но эту версию вскоре отмели. Оперативно опознать погибших при первом взрыве пока, видимо, также не представляется возможным в силу повреждений трупов. Возможно, установить личности погибших поможет либо проверка данных об автомобиле, либо баллистическая экспертиза найденных на месте взрыва трёх пистолетов (один Стечкина). Кроме того, тут же была обнаружена и одна граната.
И вот, ровно через 5 часов, в 00:26 полыхнуло уже на углу улиц Дахадаева и Ермошкина. В трёхстах метрах от Центральной площади (МВД и УФСБ РД) столицы прогремел второй взрыв. Бомба мощностью в 3 кг тротила была замаскирована у бордюра. Никто при этом не пострадал, но уловка боевиков сработала: сюда начали подтягиваться сотрудники правоохранительных органов. Сбежались и зеваки.
В момент, когда приехали наряды полиции и специальных огневых групп (СОГ), а следственная группа СК по республике уже разворачивалась для работы, в 00:38 ужасающей силой и могучей волной дохнул третий взрыв, разворотив дорогу и близлежащие здания и, что самое страшное, разметав по сторонам людей. Смертоносный заряд (35 –40 кг в тротиловом эквиваленте) сдетонировал в припаркованном стареньком советском фургоне. Самые тяжёлые ранения получил инспектор второго полка ППСП УМВД, старший лейтенант полиции Магомед Абакаров. Он скончался по пути в больницу. Буквально за 2 минуты до взрыва один капитан уговорил отойти от начинённого бомбой автомобиля около сорока полицейских. «Не знаю, но я как будто что-то чувствовал», – говорит капитан.
Узнав о террористических актах, президент республики Магомедсалам Магомедов прервал свою поездку в Москву и срочно прилетел обратно. Вчера вечером состоялось экстренное совещание с главами силовых структур республики. Прилетел в Дагестан и начальник главного управления МВД РФ по СКФО Сергей Ченчик.
Пресса присутствовала на встрече недолго.
Руководитель Следственного управления СК РФ по РД Алексей Саврулин доложил, что первые положительные результаты расследования терактов уже имеются. В частности, в селе Новокули, Кумторкалинского района силовики заблокировали в одном из частных домов группу боевиков. Эта группа, по словам Саврулина, причастна к совершённым терактам в столице. Когда готовился номер, спецоперация в Новокули ещё продолжалась.
В прессу просочилась и ещё одна сенсационная информация. По некоторым данным, по подозрению в причастности к диверсиям задержан офицер Минобороны России. Он якобы продал членам диверсионной группы взрывчатку. Известно только, что его задержали на территории одной из воинских частей под Махачкалой.
Кстати, вчера утром в Махачкале задержали начальника одного из военных складов, дислоцированных в городе. Его взяли с поличным при сбыте 540 патронов калибра 7,62.
Безусловно, два этих случая можно отнести в копилку правоохранительных органов. Пожалуй, это первый яркий успех. Тем более, после таких громких террористических актов.
После третьего, самого чудовищного взрыва сомнений не осталось: все они – звенья одной цепи. Возможно, боевики планировали крупные диверсии против силовиков. Но самопроизвольный взрыв в первой машине, видимо, спутал их карты. А такие большие потери среди сотрудников МВД объясняются, видимо, тем, что полицейские никак не ожидали третьего взрыва. В любом ином случае сотрудники (а среди них были и опытные взрывотехники) обратили бы внимание на невзрачный фургон. В республике, в том числе и в Махачкале, уже применялась практика двойных терактов, когда первым взрывом боевики только заманивали работников МВД, а смертельную роль всегда играл второй взрыв. До вчерашней ночи.
Однако боевики пока не взяли на себя ответственность за взрывы. Как правило, они делают это либо в тот же день, либо на следующий. Другим шагом диверсионных групп может быть перекладывание ответственности за совершённые крупные теракты на силовые структуры. Чаще всего на спецслужбы.
Тишина в этом смысле может сыграть недобрую службу. В первую очередь, со спецслужбами. После громких террористических актов в Москве (ул. Гурьянова и Каширское шоссе) и Волгодонске в 1999 году в течение нескольких месяцев боевики хранили полное молчание. Не брали ответственности за взрывы на себя. Хотя также и не «сваливали» на спецслужбы.
Скорее всего, подобная тишина и послужила выходу в свет произведения бывшего сотрудника Федеральной службы безопасности страны Александра Литвиненко «ФСБ взрывает Россию».