[ Это только начало... ]

В понедельник во всех школах республики стартовал Единый государственный экзамен, который охватил около 30 000 учащихся. Первая часть госэкзамена включила в себя дисциплины: «биология», «информатика», «история». Несмотря на серьёзный контроль над проведением мероприятия, отдельные случаи нарушений были зафиксированы во многих местах проведения. Не обошли они и столицу республики.

В частности, в школе №22 имело место задержание дежурного по этажу и составление акта за нарушение (заранее записанные фамилии учеников на КИМах, одним почерком), изъятие мобильных телефонов (2 случая). В гимназии №7 также изымались мобильные телефоны, через которые путём отсыла ММS-сообщений сторонним людям учащиеся пытались получить необходимую информацию по своим заданиям (3 случая). Во избежание подобных эксцессов в школе №56 (да и во многих других, несмотря на зафиксированные нарушения) входящих выпускников сразу проверяли на наличие средств связи, которые изымались прямо у входа. В силу объективных причин журналисты «ЧК» не смогли охватить все школы Махачкалы, не говоря уже о республике, однако редакция фиксировала звонки людей, недовольных тем, как организовано проведение ЕГЭ в различных районах города и республики. Одной из основных причин наличия фактов нарушений, на взгляд «ЧК», является недостаточное информирование всех участвующих в процессе лиц о своих правах и обязанностях. Многие дежурные признавались, что участвуют в ЕГЭ впервые и разбираются в нюансах лишь по ходу проведения экзамена. Также в некоторых школах фиксировались случаи недопуска наблюдателей (в частности, сотрудников «ЧК») в аудитории, в которых проводился экзамен. В пункте 13.1 «Порядка организации общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации» указано, что наблюдатель «имеет право находиться на месте проведения экзамена, в том числе в аудиториях, в которых проводится экзамен». Однако на местах нам объяснили, что степень полномочий наблюдателя зависит от вида аккредитационного удостоверения.

В частности, имеющие стандартные удостоверения общественные наблюдатели не вправе находиться внутри аудиторий, а могут лишь перемещаться по коридору, фиксируя всех входящих и выходящих выпускников. Одному из сотрудников прямо заявили, что присутствовать в кабинете во время проведения экзамена никто не позволит. (Возникает вполне резонный вопрос: в чём роль наблюдателей на данном мероприятии? – «ЧК»). Таким образом, особыми полномочиями наделялись лишь сотрудники ФСБ и других структур со специальными аккредитациями. Стоит отметить, что ситуация, при которой в системе общественного наблюдения нет чётко прописанных норм и правил действий на месте проведения экзаменов, создаёт реальные неудобства для всех участников процесса. И это уже вопрос к аккредитирующему органу, которым в данном случае является Министерство образования РД. И если получившие определённый опыт «методом научного тыка» наблюдатели и работники школ в состоянии провести свою работу на следующих экзаменах, вплоть до 21 июня, уже более организованно, то в будущем к вопросам организации следует подойти с большей ответственностью. Иначе случаи нарушений на экзаменах не только не уменьшатся, но и могут принять хронический характер.

Номер газеты