Комиссия по адаптации расширяет сферу деятельности, начав работать с родственниками, желающими вернуть близких к мирной жизни. 9 августа состоялась встреча председателя Комиссии Ризвана Курбанова с близкими родственниками боевиков. В надежде быть услышанными своими сыновьями, они обратились за помощью к первому вице-премьеру республики.
Жительницы селения Геджух, Дербентского района, Зарема Амирова и Мукафат Баширова обратились в Комиссию с просьбой содействовать возвращению их 17-летних сыновей Темирлана Амирова и Наримана Баширова из «леса». Там они находятся с апреля этого года. Старший брат Наримана Баширова – Мехтибек был убит во время спецоперации в Дагестанских Огнях. (См. «ЧК» №29 от 29.07.11г. – Прим. ред.). Матери утверждают, что им непонятны причины ухода сыновей в подполье, и они не теряют надежду увидеть их вновь. Просьбу вернуться к мирной жизни они передали через прессу.
Аналогичная встреча с родственниками боевиков состоялась 5 августа с участием президента Магомедсалама Магомедова, Ризвана Курбанова, замглавы МО «Кизилюртовский район» Хабирасула Беркиханова, представителя правозащитного центра «Мемориал» Екатерины Сокирянской. Магомедовобратился к родственникам: «За взгляды и убеждения мы никого не преследуем. Мы боремся с преступниками, бандитами, которые совершают убийства, теракты. Для остальных у нас открыта дорога к возвращению... Вы можете смело призывать к этому своих близких».
Житель Кизилюртовского района Курбанали Курбаналиев (на фото справа) рассказал историю своего сына Рустама. Отец утверждает, что силовики подкинули сыну оружие. После этого на него начались гонения. Это было причиной его ухода в «лес». По мнению Курбаналиева, власть преследует салафитов за религиозные взгляды и ущемляет их права, приравнивая к преступникам.
«Суфии, на мой взгляд, ведут себя более толерантно! Они никого не убивают… Вы ищете оправдание тем, кто занимается убийствами», – прервал Курбаналиева президент, при этом отметив, что суфии, в отличие от салафитов, не призывают убивать людей и не «закладывают» своих отцов. «Салафиты тоже неправы», – согласился Курбаналиев.
К своим племянникам Алибеку и Гамзату через Комиссию обратились Камиль Хасаров и Зухра Омарова. Последним из заявителей выступил Рамазан Тамазаев, отец Гасана Тамазаева. Родственники уверены, что их близкие не занимались противоправной деятельностью. Тамазаев попросил Комиссию содействовать возвращению сына к мирной жизни.
Екатерина Сокирянская рассказала об оказываемой помощи ПЦ «Мемориал» родственникам боевиков и выразила надежду, что гарантии, которые даёт Комиссия по адаптации, будут выполнены в полном объёме.
Безусловно, инициативу Магомедсалама Магомедова, встретиться с близкими родственниками боевиков, следует рассматривать как очередную попытку руководства республики разрядить обстановку в Дагестане. Однако точки зрения силовых и гражданских структур, в решении проблем экстремизма в республике, резко отличаются. Неспособность (или нежелание) силовых структур справиться с боевиками всё больше и больше вынуждает гражданские структуры, в том числе и население, ввязываться в противостояние. Это способствует только увеличению количества бессмысленных жертв.