На неделе ленты мировых и федеральных информагентств вновь запестрели вестями из Дагестана. По подтверждённым данным, на окраине села Гурбуки Карабудахкентского района найден труп лидера дагестанских боевиков Ибрагимхалила Даудова (амир Салих). Тремя днями ранее в том же селе прошла очередная контртеррористическая операция силовых структур.
В ходе проведения оперативно-разыскных работ в Гурбуках 10 февраля в одном из домов была обнаружена и блокирована группа из четырёх боевиков. В половине десятого ночи решением оперативного штаба НАК был введён режим КТО. Первыми к дому подъехали местные полицейские и сотрудники УФСБ по Карабудахкентскому району. Они оцепили периметр, эвакуировали жильцов близлежащих домов.
Однако активную фазу операции отложили до рассвета. Утром завязался бой. В это время, как утверждают спецслужбы, из двери, выходящей в огород, выбежал один из боевиков и, расстреляв двоих сотрудников правоохранительных органов, сумел вырваться из зоны оцепления. Один из раненых, работник УФСБ по Карабудахкентскому району, позднее скончался. В то же время оставшиеся в доме боевики усилили огонь, чем смогли отвлечь внимание спецназовцев от убегавшего. И вот, спустя 2 дня на берегу речки обнаружили мёртвого Даудова.
В ходе боестолкновения все четверо заблокированных боевиков были убиты. Один из них опознан как 21-летний Магомедхабиб Даудов, сын Ибрагимхалила, а также Усман Убусаидов, Заур Загиров и хозяин дома Шамиль Шихалиев. Причём Загиров являлся бывшим сотрудником полиции.
По всей видимости, это не отрицают и правоохранительные органы: оставшиеся в доме боевики как смогли, постарались прикрыть отход своего лидера. А тот, получив серьёзные ранения, не сумел пробраться на базу.
Ибрагимхалил Даудов – десятый убитый лидер боевиков за последние пять лет. Он стал преемником Исрапила Валиджанова (убит в ходе спецоперации в апреле прошлого года в Левашинском районе). А до этого возглавлял губденскую, самую многочисленную и могущественную диверсионную группу, доставшуюся ему от другого убитого лидера дагестанских боевиков – Магомедали Вагабова.
В 2006 году Даудов с семьёй переехал в Губден из Ставропольского края, где они прожили более десяти лет.
Ещё до того, как примкнул к боевикам, у него случился конфликт с губденским участковым Зайнудином Ярахмедовым. Во дворе дома Даудова однажды прогремел взрыв. По одной информации, взорвался газовый баллон, по другой – самодельная бомба. Так считал и участковый. По некоторым данным, 30 сентября 2010 года Даудов подкараулил Ярахмедова и застрелил его, когда тот выходил из своего автомобиля. Одна из выпущенных им пуль попала и в сидевшую в машине дочь участкового – Гульжанат. Она погибла. Говорят, Даудов тогда отправил на телефон родственников Ярахмедова смс-сообщение, в котором признался, что девочку убивать не хотел. После этого к группе, в которой состоял отец, присоединились и трое сыновей Даудова.
Старший, Магомед, вскоре был убит в лесу под Губденом, а в апреле 2010 года, во время спецоперации, убит и средний – Магомедшапи.
С этих пор началась другая история семьи. 31 декабря в Москве, в гостевом доме на Кузьминках, прогремел мощный взрыв. Позже выяснилось, что сработал пояс шахида, прикреплённый к телу женщины. Её опознали как Завжат Даудову (супруга Ибрагимхалила Даудова). Как установило следствие, женщина намеревалась устроить диверсию в новогоднюю ночь, но, по невыясненным причинам, бомба взорвалась самопроизвольно. А 5 января 2011 года в Волгограде задержали Зейнап Суюнову, предполагаемую смертницу, которая спешно покинула Москву после смерти Даудовой. Её показания вывели силовиков на другую семейную пару, которой суждено было найти свою смерть в Дагестане. Ровно год назад, 14 февраля в Губдене произошёл двойной террористический акт. Сначала у местного отдела полиции подорвалась смертница Мария Хорошева, спустя 2 часа её муж Виталий Раздобудько привёл в действие бомбу у въездного КПП. Оба – уроженцы Ставропольского края, принявшие ислам и дружившие с семьёй Даудовых. Организатором этих взрывов следствие назвало именно амира Салиха. Из семьи Ибрагимхалила Даудова (на фото) в живых не осталось никого.
С его убийством поставлена точка лишь в одном из эпизодов вооружённого противостояния в республике. Несомненно, теперь следует ожидать назначения нового лидера дагестанских боевиков, как бывало и ранее. Однако сложно сказать, кто им теперь станет. Кто-нибудь из той же губденской группы (она насчитывает до 30 активных боевиков), либо, к примеру, из не менее боеспособной гимринско-балаханинской под руководством Ибрагима Гаджидадаева и Магомеда Сулейманова?..
Впрочем, не менее агрессивны сегодня северная (кизлярская) группировка боевиков под руководством Ахмеда Идрисова, южная – Гасана Абдуллаева и махачкалинская – Эльдоса Зулпукарова.
А два дня назад спецслужбы обнародовали информацию, что нашли архив Даудова, хотя его содержание не оглашается. Маловероятно, что речь идёт о каких-либо данных по другим боевикам. Впрочем, возможно, что прорываясь с боем из дома, Салих мог что-то оставить, о чём-то забыть. К примеру, после убийства в августе 2010 года Магомедали Вагабова силовики также объявили о находке его архива с данными на боевиков. Так или иначе, после смерти Вагабова в разных частях республики прошло несколько спецопераций, в той или иной степени увязанных с именем погибшего лидера.
На этой неделе с новой яростью разгорелось боестолкновение правоохранительных органов и боевиков на административной границе Чечни и нашей республики. Позавчера во время одного из них погибли четверо бойцов спецназа Внутренних войск МВД России. Напомним, преследование группы боевиков на территории приграничного Ножай-Юртовского района в количестве от 7 до 12 человек продолжается уже более двух недель. Возглавляет группу полевой командир Магарби Тимералиев. Ранее, 13 числа, в засаду попала другая группа военнослужащих ВВ и полицейских. В результате в упор были расстреляны трое бойцов спецназа, шестеро получили ранения.
А вчера вечером силовики блокировали два дома в селе Муцалаул Хасавюртовского района, в которых, предположительно, находились двое боевиков. В ходе боя оба были убиты. Один из них – Магомед Касумов (Мухаммад) – по версии правоохранительных органов, возглавлял местную диверсионно-террористическую группу. Ушёл в лес в 2010 году, после того как обстрелял полицейский автомобиль. Помимо этого, Касумов подозревался в убийстве сотрудника ОВД по Хасавюртовскому району, а также в двойном убийстве в Муцалауле 12 ноября прошлого года. В тот день был убит помощник имама Ахмед Османов. Вторым от пуль пал бывший глава села Ибрагим Ибрагимов. Он пришёл на звуки выстрелов.
Второй убитый боевик – Рашид Магаев, активный пособник муцалаульской диверсионной группы. Сообщается только то, что он предоставлял своё жильё для временной дислокации боевиков, а также снабжал их продовольствием. К моменту выхода номера в печать спецоперация в Муцалауле продолжалась.
- 20 просмотров