Бедность и богатство Каякента

Ситуация на валютном рынке и в экономике в целом вызывает серьёзное беспокойство людей, в Дагестане в том числе. Но есть и другие причины, вызывающие не меньшее беспокойство. На неделе Каякентский район в очередной раз явил миру акт диаметрального несогласия с действиями руководства республики. В Доме культуры Башлыкента 17 декабря состоялось собрание жителей нескольких сёл, на котором люди послали ещё один предупредительный сигнал властям о недопустимости акционирования местных государственных унитарных предприятий (ГУП).

Постоянному читателю «Черновика» наверняка нет смысла напоминать, какой вопрос в последние годы больше всего будоражит население Каякентского района. Без преувеличения, как минимум 8 лет здесь то и дело вспыхивает недовольство местными ГУПами (а их тут 8). Многочисленные протесты людей, нередко сопровождаемые масштабными митингами, о незаконности образования унитарных предприятий, их убыточности, стало быть, никчёмности – как горох об стену. Народное мнение, как правило, разбивалось о мастодонтов дагестанской политики, в особенности аффилированных с некогда мощнейшим «Дагвино» – фактическим хозяином виноградарческих ГУПов. И вот, казалось, прозрение наконец пришло и в головы нового руководства Дагестана, которое также признало их неэффективность. Однако практически одновременно с планами по упразднению неликвидных предприятий власти выдвинули не менее шокировавшее людей требование – акционировать все ГУПы и только после этого передать часть высвободившихся земель на баланс сельских администраций, а другую часть закрепить за Правительством РД. И вновь гроза... Ровно год назад, накануне Нового года, народ взбунтовался в очередной раз. На встречу с людьми приехал тогдашний глава Минимущества РД Марат Ильясов. На многочисленные вопросы из зала, в частности, какие именно земли, не самые ли плодородные республика хочет закрепить за собой, министр ответить не смог, однако всем своим видом и высказываниями дал понять, что ничего такого, что идёт вразрез с мнением народа, делать не собирается. Такую позицию Ильясову не простили. В начале года его отправили в отставку. Спешно вызванного из Москвы на кресло нового министра Зейдуллу Юзбекова ждала аналогичная судьба – его также отправили в отставку на следующий день после того, как он доложил Рамазану Абдулатипову о нецелесообразности акционирования каякентских ГУПов. С тех пор переменная облачность в отношениях людей и руководства Дагестана сменилась густым туманом…

 

Не выступайте,

иначе заГУПим    

 

В Башлыкенте собралось около 200 человек. Подобные встречи ранее проходили и в других сёлах района (Каякенте, Утамыше, Каранайауле), и примечательно, после каждой из них участники (а это как минимум, несколько сотен человек с наиболее активной позицией) единогласно говорили «нет» акционированию предприятий. Ни одного «да», а если таковые и имеются, то предпочитают не участвовать в подобных сходах. Глава Башлыкента Дамалутдин Абакаров известен как ярый противник акционирования ГУПов. Однако бывает так, что его борьба за передачу земель людям воспринимается властями как угроза существующей власти и стабильности. Не иначе. Несколько месяцев назад во время очередного, совершенно мирного схода в Башлыкент был переброшен отряд ОМОН МВД и больше половины личного состава местного ОВД. Через несколько часов они снялись с позиций, но сняли с домов группу местной молодёжи – в их карманах «нашли» наркотическое зелье. Таким образом, по словам Абакарова, власти пытаются погасить земельный вопрос.           

«Инвесторы пусть арендуют земли у нас после проведения общественных слушаний по вопросу условий аренды. У народа нет доверия к акционированию, так как мы знаем, что в конечном итоге появится единоличный хозяин, скупивший все акции. Это будут олигархи, те же коньячники и виноделы. Хотя Абдулатипов при вступлении в должность говорил, что не будет обогащать отдельных олигархов, а поддерживать тысячи тружеников, сегодня он рьяно защищает интересы денежных тузов. Пусть они не арендуют земли, чтобы через 49 лет передать в собственность своим потомкам, а инвестируют деньги в первичное виноделие. Это и экономически выгодно, и снимет социальную напряжённость», – предлагал один из выступавших. С ним нельзя не согласиться. В былые времена в Каякентском районе было 5 весьма рентабельных перерабатывающих предприятий. Сейчас территории этих винзаводов напоминают полигоны для съёмок фильмов-апокалипсисов. Тем временем виноград из района вывозится на два дербентских предприятия – завод игристых вин и коньячный комбинат. Во-первых, расходуется огромное количество топлива на дорогу, во-вторых, на пороге этих предприятий производителей ждут цены, от которых у любого сельхозработника, вложившего громадные ресурсы (моральные и материальные) в выращивание урожая, мороз по коже. Не зря ведь срывал голос один башлыкентец, когда почти кричал, что бутылка воды, набранная из Сулака, стоит 15–20 рублей, а высокосортный виноград – 7–9 рублей за килограмм: «Нас ставят в условия, когда мы должны везти выращенный урожай за 60 км, отдавать его за бесценок и вся прибыль должна концентрироваться у монополиста-переработчика». Другого выхода у людей просто нет – либо согласиться на условия, либо потерять всё. Ну не издевательство ли над собственным сельским хозяйством и людьми? Издевательство.

Стоит отметить, Башлыкент за последние годы покинула почти половина населения, преимущественно молодёжь. Такая же картина и в остальных сёлах района. «Мы хотим вернуть наших детей и внуков из ссылки», – говорит местный пенсионер, подразумевая Сибирь как главный регион, куда на заработки уезжает молодое поколение. 

В 2012 году была принята целевая программа «Республиканское виноградарство на 2011–2020 годы», где в разделе «Модернизация винодельческой отрасли» подчёркивалось, что в Каякентском районе планируется строительство завода по производству соков и детского питания, а также реконструкция предприятий первичного виноделия путём замены устаревшего технологического оборудования и установки новых линий по розливу вин. В отредактированном в 2013 году варианте программы данные проекты уже отсутствуют. Естественно, не нужно быть большим знатоком политики и экономики, чтобы понять, что не только предприятия, но и частные производители при сохранении нынешних условий будут привязаны к конкретным перерабатывающим предприятиям. В таких условиях Каякентский район имеет все шансы стать сырьевым придатком со всеми вытекающими последствиями: с минимальным налоговым потенциалом и крайне бедной жизнью на вполне богатых и плодородных землях – безработицей. 

Возможно, обстановку смог бы разрядить спикер Народного собрания Хизри Шихсаидов – куратор возрождения виноградарческой отрасли республики, но до него, по словам людей, невозможно достучаться.

Номер газеты