[ Приоритетные знания. Всевышний сказал: «Боятся Аллаха среди его рабов только обладающие знанием» («Создатель», 28). ]

Не знаю почему мы гораздо больше внимания уделяем условиям намаза, требованиям хаджа и нарушениям ритуального омовения, нежели вопросам, касающимся первого столпа ислама, а именно свидетельства единобожия «ля иляха илля-Ллах» (нет божества, кроме Аллаха). Каковы бы ни были причины тому, справедливости ради стоит отметить, что на протяжении многих веков в исламской умме имелись и сейчас имеются учёные, которые придавали этим аспектам религии огромное значение, разъясняли верующим смысл этого свидетельства, его условия, требования и то, что его нарушает. Знание этого является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, ибо Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех…» («Мухаммад», 19). Наука единобожия является самой важной и полезной из всех наук. От правильных и достоверных знаний в этой области зависит счастье человека на этом и на том свете, потому что из единобожия вытекают правильные исламские вероубеждения, которые, в свою очередь, являются фундаментом для исламского общества и государства. Известно, что существует тесная связь между общественным строем и мировоззрением людей. Более того, любой общественный строй напрямую проистекает из мировоззрения представителей этого общества. Поэтому так важно сформировать у людей правильные вероубеждения, основанные на Коране и Сунне. И, как следствие, необходимо дать полезные знания нынешнему и подрастающему поколению дагестанцев, чтобы они придерживались правильных исламских воззрений. В этом спасение для нас с вами.В связи с фундаментальностью проблемы мы решили предложить вниманию читателя перевод с арабского языка фатвы шейха Сулеймана ибн Сахмана из многотомного сборника трудов мусульманских учёных «Драгоценные жемчужины» (т. 1, ч. 2, стр. 167 – 176). Для удобства восприятия перевод разбит на четыре части. В первой речь пойдёт о смысле свидетельства «ля иляха илля-Ллах», во второй – об его условиях, в третьей – о том, что его нарушает, в четвёртой – о Сунне и бид`а (нововведении).

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Который разъяснил путь для тех, кто следует по нему, и установил довод для всех Своих совершеннолетних рабов. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, Единственного Бога первых и последних, Самодостаточного Создателя небес и земли, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, верный и правдивый друг (халил), через которого Аллах дал знание Своим рабам и рассеял мрак невежества, наставил их на истинный путь и уберёг от заблуждений, открыл незрячие глаза, дал слух глухим ушам и раскрыл чёрствые сердца. И он (Мухаммад) довёл послание (до людей), выполнил свою миссию, дал наставление умме и поклонялся Аллаху, пока не покинул этот мир. Да благословит его Аллах, членов его семьи, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, вплоть до Судного дня, и да приветствует Он их всех многократно. А затем…
Прежде всего я хотел бы рассказать о смысле свидетельства «ля иляха илля-Ллах» и о том, что говорят о нём учёные, в частности, что пишет по этому поводу уважаемый наш шейх Абдур-р-Рахман ибн Хасан, муфтий Неджда1, да смилуется над ним Аллах, относительно условий «ля иляха илля-Ллах», без соблюдения которых не является действительным ислам для кого бы то ни было. А он писал об этом, основываясь на знании, практике и вероубеждении. Также речь пойдёт о том, что нарушает ислам и делает его недействительным, как на это указывал (в своих трудах) шейхуль-ислам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да смилуется над ним Аллах). Единобожие является основой, а все другие вопросы являются его производными: их решение зиждется на признании одного Бога.
Уповая на Всевышнего Аллаха и надеясь на его помощь и поддержку, ибо только Он может защитить от ошибок и придать уверенность, я заявляю: знай, да смилуется над тобой Аллах, что свидетельство единобожия «ля иляха илля-Ллах» – это слова, на которых стоят небеса и земля. Всевышний Аллах создал все свои творения предрасположенными к этой формуле единобожия. На этом свидетельстве утверждена религия и установлена Кибла, ради него обнажаются мечи священного джихада. Признание и соблюдение требований этого свидетельства повелевает Аллах Своим рабам. Его смысл содержит в себе врождённое свойство (фитра), на котором Аллах создал человека. Эти слова являются смысловым ключом в поклонении, к которому на протяжении многих веков Божьи посланники призывали свои племена и народы. (Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» («Пророки», 25. – Прим. переводчика.)
Это слова исповедания веры и ключ к территории мира. Это первый столп ислама и фундамент религии. От него исходят все (остальные) обязательные требования и желательные поступки.
Но тебе необходимо знать, что простое произнесение «ля иляха илля-Ллах» не принесёт пользы до тех пор, пока ты не проникнешь в их смысл и не будешь действовать в соответствии с их требованиями. Они не принесут пользы, если, наряду с произнесением и знанием их смысла, ты не будешь правдив, искренен и глубоко убеждён в том, что говоришь, потому что большинство из тех, кто произносит эти слова, окажутся на самом нижнем уровне адского Огня.

 

Необходимые условия

В свидетельстве единобожия – «ля иляха илля-Ллах» – необходимы: убеждённость в сердце (относительно его смысла), произнесение вслух и практика на деле. Если хотя бы одно из этих трёх условий не соблюдается, то такой человек не может считаться мусульманином. Если же человек произносит эти слова вслух и (внешне) соблюдает столпы религии, но наряду с этим совершает нечто, что нарушает ислам, то эти слова не принесут ему пользы.                   
К примеру, если человек произносит «ля иляха илля-Ллах», делает намаз, соблюдает пост и вместе с тем произносит слова и совершает поступки, несовместимые с тем, что он говорит, либо у него обнаруживаются другие порочные, недопустимые воззрения, то такого человека нельзя считать мусульманином. Простое повторение этих слов не принесёт ему пользы. А о том, что же на самом деле нарушает ислам и делает его недействительным, мы поговорим ниже. Ведь именно для разъяснения этих положений и были, по существу, написаны эти страницы. А пока скажем, что доказательств этого в Коране, Сунне и высказываниях исламских учёных-имамов более чем достаточно.
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от Катада, который сказал: «Нам рассказал Анас ибн Малик, что Пророк (с.а.с.) шёл пешком, а рядом верхом передвигался Му`аз ибн Джабаль. Пророк (с.а.с.) сказал: «ОМу`аз!» Тот ответил: «Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха, счастлив слушать тебя». Пророк (с.а.с.) во второй и третий раз повторил свои слова. Му`аз во второй и третий раз ответил точно так же. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Всякому, кто искренне засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, Всевышний Аллах сделает запретным для него Огонь». Му`аз сказал: «О Посланник Аллаха, не рассказать ли мне об этом людям, чтобы они возрадовались?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет, иначе они самоуспокоятся». И Му`аз рассказал об этом лишь незадолго до своей смерти, опасаясь греха.
Шейхуль-ислам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и другие учёные относительно этого и ему подобных хадисов сказали, что в нём речь идёт о таком человеке, который произнёс эти слова вслух и умер, будучи верным им. Вот как о непременных условиях произнесения формулы единобожия упоминается в других версиях хадиса, в которых сказано: «…искренне, от всего сердца, без тени сомнения в их подлинности, правдиво и убеждённо», ибо подлинная сущность единобожия заключается во всецелом устремлении души к Всевышнему Аллаху.
Человек, искренне, от всего сердца засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, войдёт в Рай, окончательно покаявшись во всех грехах, потому что искренность – суть, всецелое устремление души к Аллаху. Именно о человеке, который умирает в таком состоянии, и идёт речь в упомянутом хадисе, ибо есть достоверные хадисы, достигшие степени мутаватир 2, в которых говорится о том, что из адского Огня будет выведен тот, кто произнёс «ля иляха илля-Ллах» и в его сердце было добро (то есть вера) весом в ячменное зёрнышко, либо весом в горчичное зёрнышко, либо весом в пылинку. Но есть и другие достоверные хадисы, достигшие степени мутаватир, в которых сказано, что большинство из тех, кто произносит «ля иляха илля-Ллах», войдут в Огонь, а затем будут выведены из него. Существуют также достоверные хадисы, достигшие степени мутаватир, в которых сообщается о том, что «Аллах запретил (адскому) Огню пожирать следы от земных поклонов сынов Адама», потому что они совершали намаз и падали ниц перед Всевышним Аллахом. Имеются также достоверные хадисы, достигшие степени мутаватир, которые гласят: «Всевышний Аллах запретил адскому Огню прикасаться к тем, кто произнёс «ля иляха илля-Ллах», то есть свидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».
Однако все эти хадисы дошли до нас с непременными условиями и ограничениями.

 

Искренность свидетельства

Большинство людей произносит эти слова неискренне, следуя обычаям и традициям (своих отцов, своего рода, племени и т. д.). Их сердца не испытывают сладости имана веры, поэтому многие из тех, кто произносит их, будут испытаны при смерти, а также после неё – в могиле, как об этом сообщается в хадисе: «…я слышал то, что говорили люди, и повторял за ними…»Поступки большинства из них продиктованы слепым подражанием кому бы то ни было и следованием за ними. Про таких Всевышний в Коране сказал: «Воистину, мы застали наших отцов на этом пути и мы верно следуем по их стопам» («Украшения», 23). Исходя из этого, мы видим, что между приведёнными хадисами нет противоречий. Если человек произносит слова (шахады 3) искренне, будучи глубоко убеждённым в их смысле, он не окажется в подобном положении – упорствующим в грехе, ибо совершенная искренность и подлинная убеждённость требуют, чтобы верующий любил Аллаха больше всего на свете.
   Тогда не останется в его сердце желания совершать то, что запретил Аллах, и ненависти к тому, что Он велел совершать. Именно о таком человеке идёт речь в упомянутом хадисе: «Аллах сделал запретным для него Ад». Если даже у мусульманина и были совершённые ранее грехи, подобные вера, искренность, покаяние, степень убеждённости и любви (к Аллаху) очистят и не оставят на нём греха, подобно тому, как день стирает ночь.
Когда человек произносит это свидетельство с полной уверенностью и убеждённостью в его подлинности, не совершая большого и малого ширка (многобожия), он никогда не будет упорствовать в грехах – и Всевышний простит их ему и сделает запретным для него адский Огонь. Если же он произносит его, не впадая в большой ширк, но при этом совершает малый ширк, то это, конечно, плохо. Однако если он не совершает действий, аннулирующих ислам и выводящих его из лона религии, то это хорошо. Ибо в таком случае его плохие поступки не смогут перевесить его благодеяния – и чаша весов с благими деяниями перевесит чашу весов с плохими деяниями, как об этом сказано в хадисе о листе (бумаги, на котором будут слова «ля иляха илля-Ллах»). Такой человек не попадёт в Ад, однако его степень в Раю будет ниже (по причине совершённых им грехов), в отличие от того, чьи дурные поступки перевешивают благодеяния. Последний, будучи упорствующим в грехах, попадёт в адский Огонь, несмотря на то, что произносил «ля иляха илля-Ллах» и не совершал большой ширк, но умер не в таком состоянии, а совершал (при жизни) грехи, которые перевешивают добродетель его единобожия. Он был искренен в том, что говорил, но его грехи ослабили соблюдение им единобожия и искренность в поклонении. Они увеличили скверну и разожгли пламя, которое испепелило его добрые дела.
И наоборот: человек, который был искренен в свидетельстве и убеждён в его истинности, окажется в положении, когда его добрые дела перевесят дурные по причине того, что он не упорствовал в совершении грехов, и если он умрёт в таком состоянии, то станет обитателем Рая. Опасение вызывает положение человека, который искренен (в своём свидетельстве), но может совершить такие грехи, которые ослабят его веру, и он станет произносить слова исповедания веры не с той искренностью и убеждённостью, которые удержали бы его от скверны, ибо есть вероятность, что он впадёт в большой и малый ширк. Если он и избежит большого ширка, то всё же остаётся вероятность впадания в малый ширк и, сверх того, в прочие большие и малые грехи. В совокупности всё это может привести к тому, что его чаша весов с грехами перевесит чашу весов с благодеяниями. Поэтому необходимо знать, что грехи ослабляют веру и убеждённость. Они ослабляют свидетельство «ля иляха илля-Ллах», препятствуют искренности в душе. Произносящий их (в таком состоянии) подобен тому, кто бормочет во сне или в бреду, либо тому, кто красиво (нараспев) читает аяты Корана, не ощущая его сладости и прелести. Такие люди не произносят свидетельство с полной уверенностью и убеждённостью, напротив, после его произнесения они совершают грехи, которые умаляют его значение. Покидая этот мир, они уносят с собой множество грехов, которые препятствуют их попаданию в Рай. Когда грехи накапливаются, произнесение этих слов становится затруднительным для человека. Его сердце ужесточается, а совершение богоугодных дел и слушание чтения Корана становится делом тягостным (не говоря уже о том, чтобы читать его самому). Душа такого человека испытывает удовлетворение от произнесения других слов (от поминания другого имени, кроме имени Аллаха). Он успокаивается, прислушиваясь ко лжи, считает дозволенным сквернословие, стремится к общению с теми, кто придерживается ложных взглядов и сторонится приверженцев истины. Такой человек произносит языком слова, в истинности которых он не убеждён сердцем. Его уста произносят то, что не находит подтверждения в делах. Хасан аль-Басри сказал: «Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера в том, что запечатлелось в сердцах и чему были верны дела. Тот, кто сказал благое, то это будет принято от него. Тот же, кто сказал благое, но поступил вопреки нему, то не будет принято от него».
Абу Бакр ибн Абдулла аль-Музани сказал: «Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) опередил их (остальных сподвижников Пророка (с.а.с.) не количеством постов и молитв, а тем, что утвердилось в его сердце».

 

С верой в сердце

Искренность, правдивость и убеждённость человека, который произносит «ля иляха илля-Ллах», но не соблюдает его требований, а вместо этого совершает грехи и малый ширк в делах, ослабеет; зло перевесит его добрые деяния и станет причиной того, что он будет ввергнут в адский Огонь. Это результат того, что человек упорствует в грехах и умирает в таком состоянии. Однако если человек произносит эти слова с верой в сердце: искренне, правдиво и убеждённо – то он не станет упорствовать в грехе, его таухид (единобожие) будет совершенным, а благодеяния перевесят прегрешения – и он попадёт в Рай.
Из вышесказанного становится ясно, что произносящий эти слова может попасть в Огонь по следующим причинам. Либо он произносит их неискренне (без полной уверенности и подлинной убеждённости в их значении), либо количество и сила грехов перевесят его благодеяния, либо он произносит их (искренне), после чего совершает множество скверных поступков, которые ослабляют его правдивость и уверенность, уменьшают его веру, – и он перестаёт произносить их искренне и убеждённо, потому что грехи способствуют снижению степени имана (веры), ослаблению ихляса (искренности) и убеждённости. Слова и благие деяния таких людей оказываются не в состоянии стереть грехи и очистить его от них – они преодолевают его благодеяния.
Аль-Вазир Абу аль-Музаффар в книге «аль-Афсах» сказал: «Свидетельство «ля иляха илля-Ллах» требует, чтобы произносящий его был осведомлён о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом Всевышний: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» («Мухаммад», 19)». Далее аль-Вазир сказал: «Имя Всевышнего «Аллах» следует (в качестве утверждения) после слова «кроме», что означает обладание Им качеством божественности и необходимость исключения обладания этим качеством кем бы то ни было, кроме Него». Он также сказал: «Подлинный смысл этого свидетельства заключается в проявление и неверия в тагута и веры в Аллаха. (Как сказал об этом Всевышний: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» («Корова», 256). И когда ты исключаешь обладание божественностью кем бы то ни было и утверждаешь, что обладателем этого (великого) качества является Аллах, то ты входишь в число тех, кто проявил неверие в тагуте 4 и уверовал в Аллаха». Он также сказал: «Эти слова являются самыми великими словами, которые исключают обладание божественностью кем бы то ни было, кроме Аллаха. Значение (смысл) того, что только Аллах обладает качеством божественности, превыше, чем просто сказать: «Аллах – Божество». Абу Абдулла аль-Куртуби в своём комментарии к Корану сказал: «Свидетельство «ля иляха илля-Ллах» означает: нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Него».
Аз-Замахшари сказал: «Слово «божество» является именем нарицательным, наподобие слов «человек», «лошадь» и т.п., которым может быть обозначен любой объект поклонения, будь то истинный или ложный, после чего оно закрепляется за тем, кто действительно достоин того, чтобы ему поклонялись». Шейхуль-ислам ибн-Таймийя сказал: «Божество – это то, чему поклоняются и повинуются. Божество обожествляемо, а обожествляемо то, что заслуживает поклонения ему, чьё существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оно отличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то, чтобы его любили абсолютной любовью, чтобы ему покорялись абсолютной покорностью». Он также сказал: «Божество – это то, что любимо, чему поклоняются и что обожествляют из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожидании блага и у него ищут прибежища, успокаиваются при его упоминании и находят покой в любви к нему; и нет никого, кто обладал бы всеми этими качествами, кроме Одного Аллаха. Поэтому формула «ля иляха илля-Ллах» – самая верная, и утверждающие её являются людьми Аллаха и Его партией, а отрицающие её – Его врагами и людьми, на которых обращён Его гнев и недовольство. И если свидетельство человека было здоровым, то здоровыми будут все его деяния и стремления, а если раб не был искренен в нём, то порочными будут все его дела и знания».
Подлинный смысл этого свидетельства заключается в том, что необходимо проявлять неверие в тагута и уверовать в Аллаха. Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Божество – это то, что обожествляют сердца из любви и почтения. К нему обращаются и его чтут, его возвеличивают и перед ним унижаются, ему покоряются и его боятся, на него надеются и уповают». Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Божество – это то, чему повинуются и чего не ослушаются из страха и почтения. Его любят и боятся, на него надеются и уповают, его просят и к нему обращаются с мольбой. Все эти качества не присущи никому, кроме Великого и Могучего Аллаха. Кто же посвящает что-либо из этого кому-либо из творений, наделяя его тем самым божественными качествами, порочит свою искренность в произнесении слов «ля иляха илля-Ллах». 

1 Неджд – территория в центре Аравийского полуострова.
 
2 Хадис мутаватир – это хадис, переданный столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи.
 
3 Шахада – свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой «Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха)
 
4 Тагут – любое творение, которое обожествляют и которому поклоняются наряду со Всевышним Аллахом.
Примечание: Уважаемые читатели, на страницах газеты имеются тексты Священного Корана и хадисов Пророка (с.а.с.), попадание которых в нечистое место недопустимо. Просьба бережно относиться к ним.  
Номер газеты