Решать проблему и делать вид, что ты её решаешь, – это разные вещи. Если к врачам поступил пациент с гниющей конечностью и им надо продемонстрировать эффект лечения, они отрежут её, и внешне будет казаться, что дело сделано: человек здоров.
Только впоследствии выяснится, что проблема не решена, она намного глубже, болезнь осталась и лечение её гораздо сложнее. Если же врач действительно желает вылечить пациента, он будет искать корень проблемы, реальные причины её появления и выберет, возможно, не быстрый, но эффективный метод лечения болезни.
То же самое у нас происходит с проблемой экстремизма. Мы не пытаемся вникнуть в глубинные причины возникновения этого явления, для чего необходимо проследить историю возникновения и радикализации течения, факторы, подталкивающие к нему, проанализировать примеры других стран. Вместо этого мы видим попытки всё объяснить «удобными», всем понятными и близкими причинами. Так, мы слышим, что чуть ли не главной причиной роста «вооружённых» настроений является экономический фактор. СМИ и некоторые чиновники представляют «лесных» в виде неких революционеров, которые устали жить в бедности и нищете и вышли, в поисках лучшей жизни, бороться за своё место под солнцем.
На несостоятельность этой версии указывают следующие факты:
– «лесные» ребята никогда не выдвигали экономических требований;
– те, кто ушли туда, не являются представителями самых бедных слоёв населения, а некоторые из них были весьма обеспеченными людьми;
– условия, в которые они попали, находясь в лесу, вряд ли лучше и комфортнее тех, в которых они жили, находясь дома.
Говорить, что эти люди вышли в лес, чтобы улучшить условия жизни, – значит искажать суть вещей и закрывать глаза на реальную картину.
Главной причиной явления является идея. Проблема экстремизма не материальная, не моральнонравственная, не социальная. Она идейная. Определив диагноз, надо прописать соответствующее лечение. Идеологическое.
Четвёртый праведный халиф Али не сражался и не обвинял в неверии радикально настроенную во время его правления молодёжь. Он понимал, что проблема идейная, проблема – в понимании религии, и отправил к ним человека, который был для них авторитетом, – независимого учёного ибн Аббаса – двоюродного брата пророка Мухаммада, мир ему. Результатом его разговора с этими людьми стало то, что несколько тысяч мусульман отказались от крайностей. Сегодня нет халифата и нет имама Али. Есть только крайности.
Номер газеты