[ Общество и религия ]

Уважаемый читатель! С этого номера мы вводим в «ЧК» полосу «Monotheos», посвящённую религиозной стороне жизни соотечественников. Её введение в немалой мере объясняется огромной ролью исламского фактора в жизни дагестанского общества. Не делая упор на прочие конфессиональные проявления, можно отметить, что Страна Гор по количеству мечетей, религиозных образовательных структур и совершивших паломничество занимает первое место на всём постсоветском пространстве.

Есть и иная причина. Сегодня не является большим секретом, что дагестанцы конфронтационно сегментированы и внутри самого общества, и внутри самой религии. Периодически конфронтационный потенциал по малозначимым вопросам выплёскивается наружу со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для республики.

Организуя рубрику, редакция по мере своих сил и возможностей хочет не только устранить этот потенциал, но и найти точки созидательного соприкосновения между различными группами населения Дагестана, относящимися как к верующим, так и к неверующим, ибо при всей их несхожести родина у нас одна, проблемы схожие, одно будущее, обустраивать которое можно и нужно сообща.

Полоса не будет ограничена определёнными авторами и определёнными темами, она готова предоставить слово каждому желающему, если только слово, каким бы острым оно ни было, в глубинной сути будет направлено на объединение дагестанцев. Пишите, заходите на электронный адрес, указывайте на упущения и достижения – вас ждёт доброжелательный приём.

«Светское» и духовное – формы взаимодействия

А теперь мне бы хотелось вкратце и в несколько утрированной форме поговорить о формах взаимоотношения общества и религии в современном мире. По отношению к религии нынешние государства можно условно подразделить на 3 группы:

1. «Светские». По Основному закону религия полностью отделена от государства.

2. «Полусветские». В Конституции есть отдельные моменты, делающие акцент на культовый фактор.

3. «Религиозные». В Основном законе главное место занимают конфессиональные элементы.

К первой группе относятся почти все государства мира. Но любая общественно-политическая система представляет собой совокупную массу конкретных граждан со своими пристрастиями и антипатиями. Поэтому, сколь бы мощно государство не декларировало свою «светскость», оно – государство – обязано в силу ли исторических традиций, в силу ли интересов частных лиц, в силу ли иных причин учитывать множество факторов, в том числе и религиозный. В какой форме это делается и насколько искренне – это уже другой вопрос.

Пример США в данном смысле очень символичен. Здесь (как и в подавляющем большинстве стран) выходные дни в субботу и воскресенье – дань иудейско-христианской традиции. Президенты, вступая в должность, принимают присягу на Библии. На долларовой бумажке красуется надпись «Бог с нами». В армии США есть кадровые военные священники (в том числе и мусульмане), получающие зарплату и подконтрольные заместителю министра обороны по кадрам.

В некоторых штатах на суде обычно используется клятва на Библии. Кстати, в графстве Гуилфорд по данному поводу недавно разгорелся скандал. Дело в том, что американцы, исповедующие ислам, потребовали замены Библии Кораном, ибо в законе штата сказано о присяге на «Священном писании». Но судьи выступили категорически против. В частности, некий Дуглас Олбрайт заявил, что клятва на Коране является «незаконной». По жалобе мусульман дело было рассмотрено административным советом по судам Северной Каролины, который выразил своё предварительное мнение, заявив, что «законодательство штата разрешает приносить присягу на Коране».

В России Президент РФ Владимир Путин аккуратно посещает каждое православное праздничное (и не только) мероприятие. Христианский элемент явно и неявно присутствует в жизни всех россиян: государственная символика опирается на православные элементы; в силовые структуры внедряются штаты священнослужителей и строят культовые сооружения; за деньги налогоплательщиков начат выпуск 25 роскошно иллюстрированных томов «Православной энциклопедии» стоимостью около 900 рублей каждый; немалый процент информационного пространства занято христианской тематикой и т. д.

В недрах Министерства общего и профессионального образования РФ существует комиссия по сотрудничеству между Московской патриархией и государственной школой. Она рассчитывает с помощью православных учёных сделать ряд пособий по школьным дисциплинам. Элементы христианства собираются вводить в уроки истории, биологии, литературы и т. д.

А бывший министр общего и профессионального образования РФ Владимир Филиппов хотел «поставить в центр образования ценности Евангелия и Конституции». И не удивительно, что в ходе анкетного опроса педагогов г. Волжска (Марий Эл) более 80% учителей высказались за преподавание «Основ православной культуры» в школах.

К чему может привести такой односторонний уклон, хорошо видно на примере Саратовской области, где занятия по «Основам православной культуры» по указанию чиновничества вынуждены посещать все дети несмотря на их религиозную принадлежность и на заявленный факультативный статус предмета. На уроках преподаватели допускают некорректные высказывания по отношению к представителям других религий и агитируют детей «за православное будущее страны».

Характеризуя ислам, педагоги открыто говорят детям, что «все мусульмане призывают убивать всех неверных». В итоге в школах нарастает элемент ксенофобии, а многие дети-мусульмане стесняются своей принадлежности к исламу. К глубокому сожалению, пример Саратовской области не единичен. И как ожидаемое следствие: по данным социологических опросов, 38% россиян испытывают антипатию к мусульманам (журнал «Власть», №11 от 2004 года).

В группу «полусветских» государств, в частности, входит Израиль. Даже его основание как независимого государства зиждется на иудейских принципах «об обетованной земле для богоизбранного народа». Религиозный фактор подчёркнут в государственной символике Израиля: шестиконечная звезда Давида (печать Соломона) из синагог была помещена на флаг и военную технику, гербом стало изображение ритуального светильника (семилампадника); мёртвый древнееврейский язык (иврит), сохранившийся лишь в богослужении, стал официальным языком Израиля.

Религиозным обслуживанием военнослужащих заняты одни раввины, несмотря на поликонфессиональный характер самой армии. Организационно военный раввинат не подчиняется гражданскому раввинату Израиля, а входит в армейские структуры. Раввины проходят обычную армейскую подготовку и получают офицерские звания. В некоторых министерствах Израиля существуют специальные кошерные отделы, строго следящие за характером принимаемой пищи.

Характер жизни государств 3-й группы (Иран, Саудовская Аравия, частично Афганистан, Судан) теоретически жёстко регулируется религиозными установками, вплоть до внешнего вида. В реальности бытие граждан этих стран во многом идентично с бытием граждан стран 2-й, а то и 1-й группы.

Наш путь

Теперь вернёмся в родные пенаты. Можно сколь угодно долго спорить, хорошо это или плохо, но свершившимся фактом в Дагестане является заполнение на уровне ментальности рядовых и не рядовых граждан постсоветского идеологического вакуума религиозными приоритетами. Дело сегодня стоит за малым – признанием этого факта родным чиновничеством для принятия конкретных мер. И тут выявляется вообще уникальная ситуация. Оказывается, по части соблюдения конституционных принципов разделения сфер компетенции религиозных объединений и власти, невмешательства их во внутренние дела друг друга, наша власть находится впереди всей планеты.

В частности, по её инициативе было запрещено изучение в школах арабского языка только потому, что он, оказывается, является языком Корана и религии! Но ислам – не страшилище, это неотъемлемая часть нашей истории, системы наших прошлых и нынешних поведенческих нравственных и жизненных ориентиров.

По большому счёту, для настоящего и будущего Дагестана огромную опасность представляет не фактор религии, а фактор нравственной деградации, наглядным проявлением которого являются бесчисленные сауны со специфическим обслуживающим персоналом, ежедневные террористические акты, коррупция, национализм и т. д. и т. п. И чем быстрее каждый дагестанец поймёт эту почти аксиоматическую истину, тем лучше и для него, и для его потомков. ]§[

Номер газеты