[ Скрипичных дел мастер ]

Вечером 3 марта в Кумыкском театре было людно. Настолько людно, насколько это может быть на концерте классической музыки.

Трудно сказать, чем можно объяснить популярность молодого скрипача Марио Али Дюранда Сутуева в Дагестане. Необычным именем, экзотическим происхождением (отец – перуанец, мать – лачка) или личным обаянием? Не секрет ведь, что у нас лишь бесспорным наличием таланта и виртуозным владением скрипкой аншлаг выступлению не обеспечишь. Так или иначе, его личность привлекла внимание большинства средств массовой информации, а концертная программа – слушателей и потенциальных поклонников.

Марио Али Дюранд Сутуев – студент Московской консерватории им. Чайковского, лауреат международных конкурсов – выступает в Махачкале уже третий раз. Первый раз Махачкала открыла его для себя два года назад, когда Марио Али принимал участие в сборном концерте учащихся музыкальных вузов России. Тогда он со сцены того же Кумыкского театра исполнял сочинения изобретателя жанра «инструментальное танго» аргентинского композитора Астора Пьяццолы. Затем на сольном концерте певца Мухсина Камалова в качестве гостя Марио Али играл достаточно популярные произведения Брамса, де Фальи и других композиторов.

На этот раз, по словам музыканта, он привёз довольно сложную для неподготовленного слушателя программу. Публике довелось услышать такие произведения, как «Соната № 3» Грига, «Вальс-скрецо» Чайковского, «Вокализ» Рахманинова, «Цыганка» Равеля. Надо заметить, что, вопреки ожиданиям, дагестанский слушатель оказался не таким уж неподготовленным. Как сказал сам Марио Али, «эти виртуозные произведения тяжелы для восприятия простого слушателя, так как они большие по объёму, состоят из нескольких частей. Но как я убедился, публика это «испытание» выдержала и очень тепло меня принимала. Я очень доволен прошедшим концертом. Доволен также своей партнёршей, пианисткой Дианой Увайсовой. У нас получился прекрасный дуэт в сонатах». Его партнёрша Диана Увайсова после выступления призналась, что репетиции перед концертом проходили в авральном режиме. «Тем не менее работалось очень легко, потому что я хорошо знала свою и скрипичную партию. И потом, музыка на «слуху» – это тоже немаловажно. Жаль, что мало времени было для «сыгранности» на двоих».

Уровень сыгранности, наверное, смогут оценить лишь профессионалы, а рядовым слушателям пришлась по душе экспрессивная манера исполнения юного скрипача. Наслаждаться красивыми звуками, порождаемыми игрой на скрипке, не помешал даже тот факт, что концерт проводился в зале с неблагоприятной для музыкальных выступлений акустикой. (Напомним, что филармония вынуждена временно проводить концерты в зале Кумыкского театра, пока собственное здание нуждается в ремонте. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.)

В краткой беседе после концерта музыкант поведал: «В этом году я поступил на отделение вокала и теперь учусь на двух факультетах. Поэтому надеюсь уже в следующий свой приезд совместить скрипку и вокал. Хочу программу будущего концерта составить из произведений аргентинского композитора Астора Пьяцоллы. Может, удастся приехать с ансамблем «Пьяцолла-квинтет», в котором я играю. В этом году у нас небольшой юбилей. Пять лет назад мы впервые собрались на концерте, организованном аргентинским послом (это был день 80-летия композитора). После этого появилась возможность записать диск, посыпались приглашения. Вот так образовался наш ансамбль. У нас постоянно идут концерты в Центре оперного пения Галины Вишневской. Мы несколько раз были в Японии, Франции, Италии».

Сам Марио Али объяснил аншлаг на своём концерте тем, что коллектив Дагестанской государственной филармонии и лично Ирина Нахтигаль вкладывают огромные усилия в популяризацию классической музыки в Дагестане.

Хочется, конечно, с гордостью сказать: «Вот! Молодой, талантливый, успешный, а главное – наш, дагестанец!» Только никакой он не наш. Хоть на некорректный вопрос «Кем считает себя Марио Али – дагестанцем или перуанцем?» мы и получили от дедушки музыканта Али Сутуева исчерпывающий ответ: «Конечно, лакцем!», – сам музыкант при этом рассмеялся и ответил, что в Махачкале он махачкалинец, а в Перу – перуанец. Но всё же он даже не гражданин мира. Он москвич. В Москве родился, в Москве живёт. Работать и преподавать тоже мечтает в столице. А в Дагестан будет являться наездами, чтобы мы могли наивно считать его нашим и гордиться фактом его существования. ]§[

Номер газеты