[ пятая колонка ]

[Утопия] Есть такое обидное слово «провинция», номинально обозначающее всё, что не является центром. Семантически же слово «провинция» – это вялотекущее сознание того, что не здесь наше место.

Провинция – это горящее в наших глазах желание свалить подальше. В город побольше, а лучше в Москву. Говорят, есть ещё какая-то заграница, в которую стремятся москвичи, но наукой это не доказано.

Исключительное положение Москвы, тщательно культивируемое нами, не москвичами, и порождает проблему столицы и периферии. Житель какого города у нас самый умный, самый высокооплачиваемый и самый счастливый? Обитатель Нового Вавилона, воздвигнутого нами собственноручно. Движимый этим культом «пипл прёт в белокаменную».

Бегут самые умные и талантливые, злоупотребляя напоследок восклицаниями вроде: «Дагестан – дыра, здесь никогда ничего не изменится». Но ведь чтобы что-то менялось, кто-то должен это самое «что-то» менять! Каждый день кто-то должен монотонно долбить бетонную стену под названием безнадёжность! В ответ на такой патриотический вопль слышишь не менее уникальное: «Но почему это делать должен именно я?» Здесь будет уместно, перефразируя слова курочки Джинджер из мультика «Побег из курятника», сказать: «Провинция не перед нами, провинция у нас в головах». Именно это рабское подчинение обстоятельствам и невозможность отождествления себя со своим Отечеством мешают нам устроиться где бы то ни было. Ломать стереотип об исключительности Москвы и москвичей нужно. И можно, активно улучшая имидж других городов России. Противостояние столицы и периферии – черта всех империй. Но есть ещё греческий тип государства – равноценные полисы, такие, какими были Афины, Спарта. Живут же и поныне американцы с кучей столиц – столицей кинематографа Лос-Анджелесом, столицей финансов и богемы Нью-Йорком.

Зовём же мы «второй столицей» Санкт-Петербург. Иногда и Екатеринбург удостаивается звания «третьей». А нужно, чтоб была ещё и 4-я, и 5-я… И пусть Махачкала окажется в этом списке 135-й, но главное стать самодостаточной, чтоб не возникало поголовное желание «рвать отсюда когти». В таком случае столицей будет называться любой город, дающий возможность реализоваться, достигая успеха на выбранном поприще. Но для реализации этой утопической идеи сначала мы должны перебороть «провинцию» в своей голове и найти в себе силы остаться… ]§[

Номер газеты