[Как взаправду] Если кто отслеживает изменения массового вкуса, то наверняка отметил, что мелодраматические сериалы потеряли свою бешеную популярность. Их вытеснили передачки совершенно иного характера.
Разные ток-шоу назойливо предлагают «всамделишную» жизнь. Ничто, даже публикации с рассекречиванием расценок за участие в «Окнах», отчего-то на популярность «Больших стирок», «Девичьих слез» и прочих «Запретных зон» не влияют. И это умилительно до слез, ведь основная ставка в такого рода шоу делается как раз на подлинность, на достоверность истории. Но не может же зритель, пусть даже наивный до кретинизма, не замечать невыносимо фальшивых ноток в гневных монологах участников! Замечает, как выяснилось из поверхностного опроса любителей такого рода продукции. Замечает и то, что уже совершенно запредельные нагиевские завороты сюжета имеют такое же отношение к реальности, как Дядя Степа к работникам Советского райотдела. Все видит зоркий зритель, но прощает. Вероятно, что-то примиряет аудиторию и с абсолютным отсутствием даже претензии на правдоподобие, и с фальшью, и с грязнотцой.
Помнится, все попытки оттащить родных от телика во время показа «Дикой розы» разбивались о довод: «Смотрим, потому что жизнь тяжелая, а там все так красивенько!» Сериалы были суррогатом сказки, пусть и не совсем хорошего вкуса. Человек прилипал к телевизору, как к стеклу, за которым недостижимое, но страстно желаемое, и завидовал: «Мне б такое!»
С программами, что вытеснили приторные бразильско-мексиканские истории, дело обстоит с точностью до наоборот. Опасливо, смакуя мерзость и грязь, с гаденьким любопытством, которое заставляет смотреть на уродство, народ заглядывает в замочную скважину, радостно потирает вспотевшие от волнения ладошки: «Хорошо, что у меня такого нет!»
Апофеозом, конечно, являются реалити-шоу. Тут уже все серьезней: и насекомые, и голод, и психологическая несовместимость участников, и настоящие драки. Можно даже подхватить какую-нибудь пакость, как Влад Сташевский в «Последнем герое». Говорят, до сих пор не оправился. Это поколение эмоциональных раздражителей намного жестче. Шоу выворачивают участников, как перчатку, на радость зрителю. Однако скоро ведь и это покажется недостаточным, пресным. И что тогда? Может быть, гладиаторские бои со всенародным голосованием: жить проигравшему или умереть? Судя по нашему интересу к подобного рода зрелищам, такое развитие ситуации выглядит вполне логично. ]§[