Поводом для визита в Русский театр стало закрытие 79-го театрального сезона. Состоялось оно 22-го мая. В этот день последний раз был показан «Полоумный Журден». Редко постановки живут так долго, но Русский театр дорожил ею еще по той причине, что декорации были последней работой трагически погибшего художника Эдуарда Путерброта. В память о нем 10 лет «Журден» оставался в репертуаре, а вот теперь — прощание с простодушным мещанином во дворянстве.
Это был повод формальный. Но помимо него были еще и другие. В частности, будоражили воображение расклеенные по разным учреждениям города афишки с оповещением, что объявлен набор по начальной подготовке режиссеров драматических театров и массово-зрелищных представлений. Собственно, это и стало основной темой беседы с главным режиссером Русского театра Скандарбеком Тулпаровым.
По его словам, ситуация в театрах республики довольно грустная, если не сказать сильнее. Люди с незаурядным актерским талантом еще могут случайно проявиться, эдакие самородки, Кулибины от театра, но воспитание и становление режиссеров требует обучения, специального образования. По мнению Тулпарова, того, что дает актерское отделение факультета культуры ДГУ, недостаточно. Зачастую выпускники, получившие направление в столичные вузы, не знают элементарного. А без Режиссера театр не может существовать. Именно с него все начинается, от его умения и таланта зависит, оживут ли персонажи, станет ли пьеса зрелищем.
Эти соображения и побудили Тулпарова на свой страх и риск открыть режиссерскую мастерскую, что во всем мире, в общем-то, обычная практика. Прекрасное начинание, но напрашивался вопрос: насколько востребована такая мастерская. Кто они, эти будущие студийцы? Скандарбек не успел ответить, как в разговор вмешался Шалуми Матаев, руководитель «Счастливого детства». Он горячился и настаивал, что профиль режиссера массово-зрелищных представлений — это именно то, что необходимо его ученикам. Многие из них работают с детьми, и им недостает умения организовать, структурировать действо, придать ему праздничный размах. Ну что ж, ему, профессионалу, виднее, спорить не осмеливаемся. Можем лишь констатировать: на сегодняшний день есть учитель и ученики, готовность поделиться и желание узнать.
А пока Русский готовится к гастролям. Вот тут, пожалуй, ситуация посложнее. Хотя есть что повезти: «Последних» — визитную карточку театра, для любителей пряной восточной экзотики — «Золотого осла Насретдина», одним словом, на все вкусы спектакли. И звать их — зовут. Приглашает на месяц Рязань, заманивают Борисоглебск с Липецком, ожидает Воронеж. Воронеж, кстати, хочет видеть «Незаконченный концерт», поставленный ко дню рождения Гамзатова и показанный впервые в день его похорон. Тамошняя дагестанская диаспора таким образом старается поддерживать связь с родиной. Не худший, заметим, способ. Но возможно, что гастролей не будет. Как всегда, все упирается в финансы. Хотя театрам полагается определенная сумма на гастрольные поездки, они ее в глаза не видят. В прошлом году как-то наскребли из постановочных денег, а в этом — такой возможности может не быть.
Ситуация усугубляется тем, что в противовес национальным театрам, которые имеют своих представителей и радетелей во властных структурах, Русский, прямо говоря, сирота. Ему не к кому обращаться за помощью и поддержкой. Русской общины, которая бы пеклась об интересах своего национального театра, в случае чего грудью вставала бы на его защиту и продвигала бы его всеми способами, в Дагестане нет. Рассчитывать можно только на меценатов. Недавно один из таких редких людей выделил на премирование актеров труппы 100 000 рублей из собственного кармана. Но надеяться, что обнаружится еще представитель этого вымирающего вида, который спонсирует гастроли, — прекраснодушный идеализм. Так что перспективы в высшей степени туманны.
Яснее обстоит дело с планами на следующий театральный сезон. К 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной будет поставлен спектакль по пьесе Зофьи Посмаш «Пассажирка». А еще — грядущий сезон для Русского 80-й. Хотя официально такая дата юбилеем не считается, театр собирается ее отмечать. И открыть сезон предполагается постановкой по эрдмановскому «Самоубийце». Выбор пьесы кажется неслучайным. Гротеск и трагифарс, ситуация, когда человек хочет, но не может жить, когда обстоя- тельства буквально втискивают его в гроб, очень созвучна положению самого Русского театра, театра для всех национальностей, за который некому постоять. ]§[
- 3 просмотра