[ «Мусульмане» без намаза ]

ИА Caucasus Times 17 – 25 августа провело опрос общественного мнения в Махачкале, цель которого – выявление степени влияния ислама на население Махачкалы и того, насколько последовательно жители столицы соблюдают исламские обряды, а также выяснение мнения местных жителей по поводу степени соблюдения прав мусульман в Дагестане.

Всего было опрошено 200 человек старше 16 лет. Как и в соседних республиках, ответы жителей Махачкалы на вопрос «К какой религии вы себя относите или чувствуете наибольшую близость?» убедительно продемонстрировали главенствующее положение ислама. 85 % махачкалинцев заявили, что они являются приверженцами ислама или чувствуют к нему наибольшую близость. При этом 10 % опрошенных отнесли себя к христианству, 2 % – к иудаизму и 1 % –к буддизму. 1 % заявил о принадлежности к атеизму, и ещё 1 % затруднился с ответом на данный вопрос.
Ответы махачкалинцев на вопрос «Как часто вы совершаете молитву?» подтвердили достаточно высокую степень религиозности местного населения. Так, почти половина опрошенных (48 %) указали, что они совершают молитву «каждый день» и ещё 10 % «каждую неделю». 1 % отметил, что они совершают молитву «каждый месяц». Более трети опрошенных – 35 % – отметили, что они молятся «от случая к случаю». Еще 6 % затруднились с ответом на этот вопрос. При этом следует отметить, что число тех, кто молится каждый день, в столице Чечни и Ингушетии оказалось существенно выше, чем в Дагестане. Так, в ходе опроса в ингушской Назрани более 70 % респондентов указали, что они молятся ежедневно.
Однако при этом и количество тех респондентов в Махачкале, кто регулярно посещает мечеть, оказалось существенно ниже. Так, только 5 % опрошенных заявили о том, что они ходят в мечеть каждый день и 37 % – каждую неделю. 11 % отметили, что они посещают мечеть ежемесячно, и почти треть (31 %) – «от случая к случаю». Значительное число опрошенных жителей Махачкалы – 16 % – отказались от ответа или затруднились с ответом на данный вопрос. Следует отметить, что в соседней Чечне ежедневно посещают мечеть 8% и каждую неделю – 43 % .
Как и в соседних республиках Северного Кавказа, значительное большинство населения Махачкалы в целом удовлетворено соблюдением прав мусульман в своей республике. Так, по мнению половины опрошенных жителей Махачкалы (50 %), права мусульман в Дагестане полностью соблюдаются (Следовало бы задать ещё один вопрос людям, заявляющим, что они – мусульмане, но не делающим намаз: Знают ли они о правах мусульман, чтобы утверждать, что их права не нарушаются? – Прим. ред.); при этом ещё 27 % полагают, что данные права «скорее соблюдаются». Вместе с тем достаточно большое число опрошенных (11 %) считают, что права мусульман не соблюдаются, и 6 % – «скорее не соблюдаются». 6 % опрошенных затруднились дать чёткий ответ на этот вопрос. Примечательно, что в соседних северокавказских республиках число тех, кто выразил неудовлетворённость соблюдением прав мусульман, оказалось значительно ниже, чем в Махачкале.
Отношение жителей Махачкалы к военным акциям США в Ираке и в Афганистане является в основном отрицательным. Так, более половины опрошенных махачкалинцев (57 %) отнеслись к ним негативно и ещё 24 % – «скорее негативно».
Ответы жителей Махачкалы на вопрос об их отношении к ваххабизму, а также к другим религиям, включая христианство, иудаизм и буддизм, представляют большой интерес, поскольку серьёзно отличаются от ответов на аналогичный вопрос, полученный в столицах других республик Северного Кавказа.
90 % заявили о своей отрицательной и ещё 7 % – «скорее отрицательной» оценке ваххабизма. В отличие от других республик Северного Кавказа, никто из опрошенных не обнаружил ни положительного, ни даже «скорее положительного» отношения к ваххабизму. Еще 3 % затруднились с ответом на данный вопрос. Подобный результат является несколько неожиданным для республики, где ваххабиты пользуются определённой популярностью среди населения. Скорее всего, столь явное нежелание признать своё положительное отношение к ваххабизму связано с определёнными страхами и опасениями респондентов, которые корректировали свои ответы в ходе интервью, исходя из соображений собственной безопасности. В Дагестане широко применяется практика похищения людей, на которых падает подозрение в приверженности к радикальным течениям в исламе.
В соседней Ингушетии, где, по мнению экспертов, ваххабизм имеет не такие глубокие корни, как, в Дагестане, в целом положительно о ваххабизме отозвались 8 % опрошенных.
В отличие от ваххабизма, который вызывает в основном неприятие со стороны населения, отношение к христианству оказалось преимущественно положительным. Подавляющее большинство опрошенных – 82 % – заявили о своём положительном и ещё 18 % – о «скорее положительном» отношении к христианству. Никто из опрошенных не высказался негативно в отношении христианства, что также отличает жителей Махачкалы от населения соседних Чечни и Ингушетии, где значительный процент опрошенных был настроен негативно по отношению к христианству.
Весьма позитивным оказалось и отношение опрошенных к иудаизму. Так, о положительном отношении к иудаизму заявило 60 % опрошенных; 24 % указали «скорее положительное» отношение к данной конфессии. Отрицательную оценку иудаизму высказали только 4 % опрошенных, ещё 7 % заявило о своем «скорее отрицательном» отношении к иудаизму.
Число заявивших о своём положительном отношении к буддизму составили более трети всех опрошенных (34 %). «Скорее положительное» отношение к буддизму высказали 27 % опрошенных. Об отрицательном и «скорее отрицательном» отношении к буддизму заявили 9 % и 14 % опрошенных жителей Махачкалы соответственно. 16 % затруднилось дать определённый ответ на этот вопрос.
Как и в других северокавказских республиках, большинство опрошенных обнаружили крайне негативное отношение к атеизму. 63 % указали на своё отрицательное отношение к атеизму; при этом 21 % относится к атеизму «скорее отрицательно». Положительно и «скорее положительно» к атеизму относится только 3 % опрошенных соответственно. 10% затруднились с ответом на данный вопрос.
 
Caucasus Times
Номер газеты