«Мачо не плачут», Илья Стогоff, Издательство «Амфора», 2000 г.
[МАЧОвские игры]
В начале нового тысячелетия роман «Мачо не плачут» доселе безызвестного молодого питерского журналиста и писателя Ильи Стогоffа (именно вот так, с off на конце) наделал среди поклонников так называемой новой прозы много шума. Его признали лучшим романом 2000 года по версии журнала «ОМ», а также лучшей книгой всех 1990-х годов по версии журнала «ПТЮЧ». С 2000 года роман «Мачо не плачут» переиздавался восемь раз. Автора стали сравнивать с Миллером, Берроузом, Уэлшем, Буковски, а также с Довлатовым, Пелевиным и Лимоновым (тем самым, о котором идёт речь в колонке на этой стр.). Наверное, по причине того, что его герой, как и их, ведёт, мягко говоря, паразитический образ жизни. Его не идеализируют и в то же время не наделяют какими-то явно отрицательными качествами, по которым читатель смог бы сделать вывод, что это злой персонаж. Да, он подонок, негодяй, но не всегда злодей. По крайней мере, не в душе. Так сказать, «герой нашего испорченного времени». Испорченного деньгами (отсутствующими или «сопутствующими»), доступными женщинами, алкоголем, травкой и ночными клубами. А это и есть основные ориентиры романа «Мачо не плачут». Хотя это даже не роман, это манифест для одиноких мужчин. Скорее всего, тех, кому около и более 30. На протяжении всей книги Стогоff описывает пьяные похождения главных героев и их взаимоотношения с женщинами. Сделать так, чтобы это получилось не мерзко и пошло, очень трудно. Автор с этой задачей успешно справился. Так и чувствуется некая ранимость и чуткость писателя. Как будто он пишет о том, с чем в реальной жизни не сталкивался. Не чужды ему лирические описания нежной, страстной любви. Особенно это ярко проявляется во второй и третьей части книги. Но только не надо думать, что они меньше пропитаны алкоголем и в них меньше постельных сцен. Как бы не так… Его герои, бесчувственные на первый взгляд ребята, ищущие счастья на одну ночь, заливают свои души морем алкоголя. А что дальше?.. Они и сами не знают, да и рано им ещё об этом знать. Да и мы не узнаем – Стогоff этого не хочет… Одно непонятно. Чем так насолили автору… дагестанцы? Он обозвал нас непечатным словом, синонимом которого является изделие, продающееся в аптеках. Зря так, Илья, зря… мы обид не прощаем. В предисловии к книге автор просит читать её, слушая одновременно «Prodigy». Правильнее было бы слушать группу «Ленинград». Почему? Да потому, что, как и герой Стогоffа, персонаж композиций питерского коллектива примерно один: тот, кто неуёмно просир...ет свою жизнь. Ни много, ни мало!
Номер газеты