[ библио ]

[Мир в замочной скважине] Тонино Бенаквиста: «Всё для ЭГО». Изд-во АСТ Год: 2004

Томик Бенаквисты, объединяющий десять новелл, произвёл эффект разорвавшейся бомбы в среде эстетствующей молодёжи практически всей Европы. Его называли даже достойным наместником Германа Гессе.

Безусловно, «Всё для эго» – редкая возможность заглянуть в аллегоричную замочную скважину и подглядеть там ещё одну сторону жизни. Для Бенаквисты мир не обременён парадоксами: «Некоторые вещи никогда не случаются в этом подлунном мире. Страдающий приапизмом никогда не встречает нимфоманку, воинствующий атеист никогда не встречает Бога, чиновнику на грани увольнения никогда не встретить своего патрона выходящим из сомнительного заведения». Для него герои и их судьбы – мягкий пластилин, воплощённая возможность лёгким движением руки пересоздать мир и личность. Несмотря на свой видимый статус бытовых зарисовок, новеллы далеки от заурядности. Фирменное развлечение итальянского эмигранта (в прошлом) – в последний момент показать, что в своих предположениях о финальной строчке рассказа вы глубоко ошибались. Муж, ища любовницу, может встретиться по объявлению с собственной женой; скромный пенсионер после смерти предстаёт пожизненным возлюбленным дамы лёгкого поведения из соседнего борделя, а журналист без видимых перспектив в профессии и личной жизни вдруг оказывается перед выбором: большая любовь, интервью с Харрисоном Фордом или загранпоездка с наследным принцем, мечтающим о демократии в своей стране, где правит папаша-диктатор.

Подсознательное во «Всё для эго» нередко, словно пузырёк воздуха в воде, всплывает на поверхность и, лопаясь, искажает бегущей в стороны рябью зеркальную гладь судьбы. Ориентируясь в книге по собственноручно возведённым в ней маякам («когда я вырасту, я буду косить спагетти, это самая прекрасная профессия в мире»), Бенаквиста будто живёт среди своих персонажей, то низвергая их, ставя подножки, то вознеся, оказывая поддержку.

Юмор со слезами на глазах балансирует на грани житейского анекдота и стремления к молодецкому эпатажу. Здесь нет драйва наркотного чтива, пижонства молодых писателей и изощрённых языковых и стилистических игр в духе постмодерна. «Всё для эго» – это качественная проза, но читать её лучше не больше одного раза. При повторной дозировке вы непременно ощутите обещанный в аннотации «сладко-горький привкус иронии», но совсем по другому поводу. Кажется, что тебя периодически толкают локтём в бок, заставляя смеяться над проделками престарелого клоуна. ]§[

Номер газеты