«Дагестан экономически изолирован» – с некоторых пор это наиболее часто повторяемое Рамазаном Абдулатиповым заявление. О том, что у республики нет ни одного ни экономического, ни культурного проекта, глава сокрушался в том числе и на прошедшем 22–23 апреля в Махачкале форуме «Культура и экономика региональной политики в современных условиях».
Двумя месяцами ранее на заседании коллегии Минрегиона Абдулатипов даже обвинил в этом формат СКФО. По нему, тот усугубляет изоляцию Дагестана, который и так не блещет большим количеством внешнеэкономических связей. «Я совершенно не понимаю, кому нужно было формировать Северо-Кавказский федеральный округ! Всю историю мы занимались интеграцией нерусского сообщества в русское, а тут всё наоборот!» – цитировали главу РД журналисты. Между тем «всё наоборот», а именно экономическая дезинтеграция (если она имеет место), выражается количественно.
Продавать, не продавая
Несмотря на то что совместных культурных проектов, по мнению Абдулатипова, республике не хватает ничуть не меньше, одним из основных инструментов контакта с регионами является торговля. И всевозможные ухищрения типа соглашений о сотрудничестве – один из способов её увеличения. «Дагестану нужны совместные проекты. Бизнесу необходимо пространство, и мы общими усилиями должны его расширить. Сегодня республика стремится активно взаимодействовать с другими субъектами федерации. Со Ставропольским краем мы договорились об открытии сети магазинов по реализации продукции, производимой в наших регионах», – отрывок из монолога Абдулатипова на московском форуме «Дагестан: открытый бизнес», 18 апреля.
Но что Дагестан может предложить потенциальному торговому партнёру? Чем торгует Дагестан, и какие регионы являются его основными торговыми партнёрами?
В структуре вывоза товаров из республики в 2012 году значатся следующие виды товаров: колбасные изделия, молочные продукты, безалкогольные напитки, вина, рыба, нефтепродукты (мазут) и строительные нерудные материалы (гравий, щебень и т. д.).
Основные отрасли производимой и вывозимой продукции – пищевая (молочная, винно-водочная, плодоовощная, рыбная), нефтяная (переработка нефтепродуктов, мазут) и строительная промышленность.
Превалируют напитки. По доходности лидирует торговля коньяком (почти 7 млрд за 2012 год), которым Дагестан большей частью «спаивает» Москву и Московскую область (в сумме 66% от всего объёма вывозимого напитка). Сюда же доставляют виноградные вина (55%), водку и ликёроводочные изделия (15%).
Молочную продукцию Дагестана особенно охотно потребляют Астраханская и Ростовская области. Правда, в стоимостном выражении вывоз сыров, масел и молока чуть превышает один млн рублей каждое из наименований.
Строительные материалы, среди которых превалируют галька, гравий и щебень (478,8 тыс. м3 из 542,7), поглощает Астраханская область (то есть основной объём вывозимых материалов приходится на добычу, а не производство). Итого около 206 млн за год.
Коротко об экспорте (вывоз за границу). Коротко – потому что из обширной товарной номенклатуры, которой блещет отчётность таможенных органов, на дагестанского экспортёра в 2012 году пришлось: 1,5 миллиона рублей проданного коньяка (или 0,02% от всего объёма, вывезенного за пределы республики); далее безалкогольные напитки на сумму 5,5 млн (0,6%); топочный мазут идёт за рубеж охотнее – 81% от всего объёма вывоза. Остальное поглощает Петербург. И, наконец, минеральная вода – 72%.
Возвращаемся к словам Абдулатипова об изолированности республики. Как видно из таблицы 1, торговля с регионами помимо республик СКФО идёт. Между тем торговля с субъектами СКФО по ряду товаров и вовсе нулевая, в отличие от аналогичных показателей с другими регионами.
Хочется отметить, что, к примеру, 37 тонн вывезенного молока – это толика от 84 тыс. тонн общего объёма реализованного молока. 2 652 тонны вывезенной рыбы – превалирующая часть от всего произведённого в этот год объёма в 3 398,6 тонны.
Форум и Ко
Роль в продвижении дагестанских производителей в известной степени приписывают ОАО «Торговый дом “Дагестан”». Помимо всего прочего, в перечень обязанностей этой организации входит развитие торгово-экономических связей Республики Дагестан с субъектами РФ и зарубежными странами, продвижение республиканской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Впрочем, пути решения этой проблемы не гостайна. «В ближайшее время при содействии Минпромторга России планируется организация северокавказской торгово-закупочной сессии в Ставропольском крае с участием представителей крупных торговых сетей России. Министерство готово оказать содействие в регистрации дагестанских товаропроизводителей, желающих принять участие в данном мероприятии. При этом мы должны понимать, что для того чтобы войти в «торговую сеть страны», продукция, произведённая товаропроизводителями Республики Дагестан, должна соответствовать необходимому уровню качества и иметь соответствующий товарный вид», – считает глава Минторгинвеста Юсуп Умавов.
Между тем форум не принёс тех плодов, которых хотелось бы (несмотря на то что сайт правительства распирает от новостей о заключённых торгово-экономических соглашениях).
Первое – соглашение между Постоянным комитетом Союзного государства2 и правительством Республики Дагестан о сотрудничестве в сфере торгово-экономического, научно-технического и культурного развития интеграционных процессов. Для начала будут рассматриваться возможности поставок белорусской сельхозтехники. А у Дагестана, как справедливо заметил госсекретарь Союзного государства Юрий Рапота, «есть потребность в организации переработки сельхозпродукции».
Соглашение о намерениях между Правительством РД и итальянскими компаниями Tecnotest и «ИталТехИнжиниринг», по идее, должно обернуться для Дагестана модернизацией существующих лабораторных комплексов для тестирования строительных материалов, а также новым автоматизированным оборудованием для промышленного производства.
Опять же эти соглашения – лишь договор на одностороннюю поставку оборудования в республику, а не договор о сбыте продукции.
Логично, что для увеличения внешней торговли необходимо сначала обеспечить рост производства. Таким образом, у Дагестана есть несколько путей выхода из проблемы, имя которой – отрицательный торговый баланс (вывозим меньше, чем ввозим). В первом случае – с учётом внешних связей. Но какие это должны быть связи? Вспомним Советский Союз. Помимо плановой модели, экономика страны базировалась на кооперировании и специализации. То есть производственный цикл разбивался между разными предприятиями и в итоге как пазл собирался из полуфабрикатов в готовый продукт. Таким образом, в производстве было задействовано несколько звеньев. Схожая схема работает сегодня на уровне мировой экономики. Специализация и кооперирование – два инструмента международного разделения труда, когда производственный цикл разбивается уже по странам. Если заводить разговор о налаживании внешнеэкономических связей, то нужно говорить не просто об организации торговых поставок, а о взаимодействовии на уровне производства. Данный опыт подходит для промышленности. В случае с сельхозпродукцией это возможно путём развития мелких фермерских хозяйств. «ЧК» приводил предложение Шихсаида Абдулаева (д. т. н., главный научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН) о преференциях для сельхозпроизводителей примерно на пять лет. В конце концов, экономика – это своеобразный бизнес. Сначала вы вкладываете, жертвуете и развиваете, а после пожинаете его плоды. В данном случае в виде налоговых поступлений, рабочих мест и продовольственной безопасности.
1Декалитр – равен 10 литрам.
2Союзное государство – сообщество Беларуси и России, созданное в целях в объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. Постоянный Комитет является рабочим аппаратом вышестоящих административных структур Союзного государства.
- 4 просмотра