[ Тариф «Нерациональный» ]

Когда среднестатистическая дагестанская семья в конце месяца скрипя зубами подсчитывает, сколько из семейного бюджета уйдёт на оплату коммунальных услуг, она знает: таковы правила, платить нужно. Но мало кто задумывается над тем, откуда берётся та или иная сумма платежей, из чего складываются тарифы, почему они растут? А если кто из дотошных плательщиков и задаёт подобного рода вопросы, то уж точно внятного ответа не получает. Компетентные организации охотно рассказывают ему о постановлениях, цифрах, необходимостях, тяжёлой экономической ситуации, установке «сверху»…

Между тем тариф в системе ЖКХ значит довольно много. Особенно большое значение он имеет для содержания и ремонта жилищного фонда, так как в тариф закладывается составляющая на ремонт и эксплуатацию систем (например, электрических сетей). Что касается многократно упоминаемой коммунальщиками инвестиционной составляющей (сумма трат на введение нового жилья, подключения к энерго- и коммунальным ресурсам и т. д.), то она также присутствует в тарифе. Помимо этого в него включаются себестоимость услуги, мероприятия по повышению эффективности деятельности коммунального предприятия, амортизация основных средств, трудовые ресурсы и другое.

 

Как это бывает…

Закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает следующую процедуру установления тарифов: организация, предоставляющая коммунальные услуги, разрабатывает производственную программу, определяет, сколько денег потребуется потратить на её реализацию и рассчитывает сумму тарифа на свою услугу в размере, который обеспечивает реализацию этих финансовых потребностей. Эта производственная программа направляется в соответствующий орган (контроль тарифов на ЖКУ осуществляют Госжилинспекция РД, администрации городов и районов, Общество защиты прав потребителей РД, УФАС по РД) для проверки её обоснованности, а также обоснованности установленных тарифов. После того как производственная программа утверждена тариф начинает действовать.

 

А на практике это так…

Муниципалитеты самостоятельно устанавливают тарифы только на воду, водоотведение и утилизацию твёрдых бытовых отходов (ТБО). Тарифы на другие услуги – прерогатива федерального центра. Так, например, на электро- и тепловую энергию и газ для населения его устанавливает территориальный орган Российской службы по тарифам (РСТ). Марат Шихалиев, замначальника службы по тарифам, добавляет: «РСТ также устанавливает цену на воду Дагводоканала для Горводоканала. Тарифы же Горводоканала (в том числе и на подключение) для населения устанавливает муниципалитет согласно 210-му ФЗ. Что касается воды, водоснабжения и утилизации ТБО, то ситуация такая: если отдельно взятое МО потребляет 80 и более процентов товаров и услуг, производимых данной организацией, то ему переходит право устанавливать тарифы на эти товары и услуги.
Тарифы на подключение – тоже прерогатива муниципалитета. Сейчас Махачкала в эти тарифы включает свою инвестиционную программу, программу развития инженерно-коммунального комплекса.
Служба мониторирует ситуацию, выявляет нарушения, а в прошлом году подготовила предписание об отмене тарифа на подключение к воде в Махачкале (дело расследовала прокуратура города и выявила, что тарифы экономически не обоснованы). Сегодня тарифы действуют так же. Инвестиции могут быть отнесены либо к тарифу на передачу воды (очистка воды, зарплата персонала, который отвечает за передачу), либо за технологическое присоединение (другие расходы). Что касается электроэнергии, тосегодня действует соглашение между Российской службой по тарифам, Министерством энергетики РФ и Республикой Дагестан, согласно которому дагестанские тарифы на электроэнергию занижены. Это происходит за счёт покрытия части стоимости, по которой дагестанские поставщики покупают электроэнергию на едином рынке, федеральным бюджетом. В соглашении есть график доведения цен до экономически обоснованных, поэтому цены у нас растут быстрее, чем у остальных». Однако вопрос необходимости искусственного снижения роста тарифов многим может представляться спорным, так как сдерживание тарифов в перспективе может привести к ухудшению финансового состояния коммунальной отрасли. Износ теплосетей, водопроводов, оборудования в Дагестане составляет от 60 до 80 %. Что будет, если заложенная в тарифе сумма на ремонт и эксплуатацию систем искусственно будет поддерживаться на одном уровне, тогда как износ коммуналки только будет усугубляться?    

 

А стоило бы что-то изменить…

Чем коммунальное хозяйство изношеннее, тем тариф выше. По сути, мы платим за то, что государство или муниципалитеты (первое, обычно, как управленец, координатор отрасли, а вторые – как собственники предприятий ЖКХ) некачественно делают свою работу по модернизации ЖКХ. Но изношенность коммунальных сетей не единственная причина повышения тарифа. Сюда можно отнести и рост цен на топливно-энергетические ресурсы, и другие причины. Снизить тарифы (любые) на коммунальные услуги можно, но только за счёт снижения износа основных фондов. А как снизить износ? Денег на коренные преобразования государство не даст, да и нет их. У местного же самоуправления их тем более нет.Остаётся участие частного сектора, привлечение его в отрасль, его заинтересованность. Ведь государственные и муниципальныекоммунальные предприятия не заинтересованы в снижении издержек.
Для всего этого нужны инвестиции, а они не появятся до тех пор, пока вкладывать средства в ЖКХ не станет выгодно. Проблемой является и то, что если коммунальное предприятие вкладывает средства в мероприятия, повышающие его эффективность, на следующий год из новых тарифов расходы на это могут выпасть.
Вот и получается, что мы доплачиваем за то, что так безалаберно относимся к своим ресурсам, тогда как нужно предпринимать шаги по выходу из этой тупиковой ситуации. Один совет мы уже дали – привлекать частные компании. Второе: не помешало бы создание плановой, прогнозируемой системы изменения тарифов (например, не на год, а на три вперёд). Третье: совершенствовать систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе через установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг. А также переходить на авансовую систему оплаты услуг ЖКХ и внедрять соответствующие счётчики учёта потребления их. Четвёртое: заставить реально действовать установленную законом дифференциацию оплаты в зависимости от качества услуг ЖКХ. Это меры, которые могли бы что-то изменить. Но самым главным представляется всё же допуск в коммунальное хозяйство предприятий частного сектора…
Номер газеты