[ Таблетка от жадности ]

Пока Госдума во втором и третьем чтениях обсуждает пакет законопроектов, регулирующих рынок медикаментов, в Дагестане государственные и муниципальные учреждения активно заключают контракты на поставки лекарств на полгода-год. Декабрь-январь – пиковое время тендеров и аукционов для ЛПУ. Многие крупные аукционы ещё не закрыты.

Но как бы ни изощрялся законодатель, устойчивая коррупционная система поставок лекарств в ЛПУ Дагестана обладает высокой степенью адаптируемости к любым нововведениям.

 

Ты – мне, я – тебе… 

Анализ данных конкурсов и аукционов на поставку медикаментов и изделий медицинского назначениялечебным учреждениям показывает, что в тендере участвуют и выигрывают чаще всего одни и те же аптеки (см. материал «Бесценные проверки» в № 49 от 4 декабря 2009 года). В 2007 году «Черновик» проводил подобное исследование (см. материал «Порассуждаем» в № 49 от 26 октября 2007 года): результаты существенно не отличаются. Закономерностью этого рынка является передел сфер влияния как территориально, так и по видам лекарств. Так, анализируя результаты торгов, данные о которых размещены на сайте dagtorgi.ru за декабрь 2009 – начало января 2010 года, мы видим, что аптека МФС вот уже три года подряд выигрывает в тендерах на поставку онкологических препаратов в республиканские больницы. Аптечная сеть «36,6» стабильно получает государственные заказы на поставку лекарств в городские больницы Махачкалы. «Дагфарм» обеспечивает районы (Хунзахский, Левашинский) и т. д. По данным «ЧК», аптека МФС аффилирована с бывшим вице-премьером Дагестана Гитиномагомедом Гаджимагомедовым. Мало кто знает, что представленный на многих аукционах как ИП Сулейманов «Аптечный склад» – Арсен Сулейманов – хозяин сети аптек «Ибн-Сина». На этом рынке существует узкий круг участников аффилированых к ресурсным точкам здравоохранения, в данном случае имеются в виду Минздрав и Аптечное управление (АУ).
Бросается в глаза в этом списке лидеров набирающее обороты московское ОАО «Фармимэкс», специализирующееся на закупках и оптовых поставках лекарств. Фирма (запущена в 2005 г. в рамках реформы здравоохранения), войдя на местный рынок как оператор системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО – получают все представители льготных категорий граждан), стабильно выигрывает тендеры на поставку лекарств у самых крупных учреждений Дагестана. Один из самых крупных аукционов РКБ по поставке препаратов свёртывания крови выиграл именно «Фармимэкс». Так вот, «Фармимэкс» официально заключил договор с Аптечным управлением МЗ РД и сделал его практически своим дистрибьютором на условиях сетевого маркетинга. Поставка препаратов им осуществляется через АУ. Теперь Аптечное управление не только закупает препараты у этой фирмы, но и пользуется всеми плюсами сетевой торговли (бонусы за каждую проданную партию лекарств, вознаграждение продавца и т. д.). Что характерно, цену единицы поставляемого препарата не определить: в извещениях и заявках этой информации нет, как и количества заказываемого препарата, – только сумма заказа. А отпускаться лекарства будут опять же через АУ. К слову, «Фармимэкс» – правопреемник Главного аптечного управления МЗ СССР, а затем и России. В 1992 году МЗ России приватизировал своё АУ, на месте которого и образовался «Фармимэкс».
Когда работают принципы сетевого маркетинга, дистрибьютору-менеджеру невыгодно впускать на рынок ещё кого-либо: чем выше продажи, тем выше прибыль. Чтобы ограничить вхождение дистрибьюторов других фармацевтических компаний на дагестанский фармрынок, в секторе поставок государственных и муниципальных ЛПУ появляются невыполнимые требования к участникам тендеров, например, ссылка на некую инструкцию, согласно которой участвовать в тендерах можно только при наличии 42 договоров с аптеками в районах. По сути, запрет на вхождение в рынок из-за непредставленности в рынке противоречит букве и духу антимонопольного законодательства и принципам свободного предпринимательства. Обратите внимание: аптеки Аптечного управления чаще всего полупустые и широким ассортиментом не отличаются. То же можно сказать и об аптеках «Дагфарм», «Ибн-Сина». В них дешёво – факт, но они могут себе позволить и заниженные цены, и скудный ассортимент, имея гарантированные оптовые контракты по ценам, судя по закрытости информации, гораздо выше рыночных.

 

Чё почём? 

Как ни странно (а может, наоборот – ничего удивительного), все те меры, которыми занято федеральное правительство, «реформируя» аптечный рынок, ведут к обратным результатам: появляются качественные и доступные для населения препараты, повышается охрана здоровья и т. п. Госрегулирование цен на лекарства может привести к тому, что некоторые виды лекарственных препаратов, производство и поставки которых станут нерентабельными для фармацевтических компаний, исчезнут из аптек. Производители, чтобы удержать марку на прежнем уровне, могут перейти на оборот более дешёвых аналогов, что порой означает и менее качественных. С ростом ограничений в аптеки будет попадать всё больше фальсификата (лаборатория по оценке качества лекарственных препаратов есть только у Минздрава, а если основной оборот лекарственных средств идёт как раз через Аптечное управление Минздрава, то на строгость контроля надеяться не приходится).
Простые граждане с советских времен считают, что за цену лекарств в аптеках напрямую отвечает государство. Они не хотят разбираться, кто виноват в высоких ценах, и меры правительства – это, прежде всего, попытка показной заботы о народе. Госрегулирование цен на лекарства – чистой воды политический популизм: дабы сохранить рейтинги до парламентских и президентских выборов, до которых остаётся не так уж много времени, власть пытается не допустить роста социальной напряжённости. Можно было бы ограничиться рыночными методами регулирования цен на лекарства. На самом деле всё гораздо проще: необходима конкуренция. Проверка Прокуратурой РД и УФАС по РД сложившейся системы поставок лекарственных средств для местных, государственных и муниципальных ЛПУ способствовала бы ограничению роста цен, повышению качества и исключению фальсификата из оборота рынка фармацевтических препаратов, расчётам на уровне простых арифметических действий по выявлению и пресечению «спекуляций». Цены в аптеках – это градусник. И бороться с ними методами административного жаропонижения – безнадёжное дело.
Номер газеты